Роль «Стандартизированного пациента» в симуляционном обучении врачей-интернов 6-7 курса НАО «КАЗНМУ»

Автор(ы): Колбаев М.Т., Ахметов А.А., Михайлова И.Е.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

Результаты внедрения стандартизированного пациента в симуляционное обучение дают возможность качественно улучшить клиническое мышление молодых специалистов, наряду с отработкой самого практического навыка и определяют понимание важности включения стандартизированного пациента в образовательный процесс на уровне подготовки врачей общей практики, поэтому организация данного проекта направлена на выявление позитивных факторов внедрения обучения используя симуляционные технологии на базе специализированного Симуляционного Центра.
Суть данного метода заключается в том, что в роль пациента отыгрывает «стандартизированный пациент», который способен воспроизвести любой клинический случай, заранее обговоренный тренером, согласно тематике практического занятия, с большой степенью достоверности. Жалобы и вся остальная часть (анамнез), будут выдаваться обучающемуся по мере задавания соответствующих конкретных вопросов стандартизированному пациенту.

Цель

Определение качества предлагаемых образовательных услуг в условиях интеграции симуляционного обучения в образовательный процесс, организованных на базе Симуляционного Центра (СЦ), используя метод «стандартизированного пациента» врачей-интернов 6-7 курсов по специальности «Общая медицина».

Материалы и методы

Симуляционное обучение осуществлялось на базе симуляционного Центра Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова (НАО КазНМУ), г. Алматы, согласно расписания.
В работе описано внедрение метода «Стандартизированный пациент» в симуляционное обучение врачей-интернов 6-7 курса специальности «Общая медицина», реализуя программы «Симуляционные технологии в практике ВОП» (для врачей интернов 6 курса) и симуляционный курс «Неотложные состояния» (для врачей интернов 7 курса).
Мониторинг качества уровня практической подготовки молодого врача интерна осуществлялся на протяжении всего симуляционного курса «Неотложные состояния», используя метод дебрифинга и видео обратную связь.
В рамках проведения обучения, с использованием метода «стандартизированный пациент», повысилось понимание выполнения медицинских манипуляций, благодаря отработке коммуникативных навыков молодого врача интерна специальности «Общая медицина». По анализу результатов анкет обратной связи эффективность использования данного метода позволила обучающимся отследить допущенные ошибки в организации коммуникации между врачом и пациентом, а также предотвратить их в будущем.

Результаты

По завершению прохождения симуляционного курса врачей интернов 6-7 курса специальности «Общая медицина», было отмечено, что одной из первостепенных проблем в обучении является отсутствие обеспеченности реальными больными и возможная сложность в вопросах общения «студент-пациент» в силу этических моментов (не всегда пациент готов раскрыться перед студентом в той или иной ситуации) вносят дополнительные трудности в несовершенном владении обучающимися практическими и коммуникативными навыками.
По окончанию занятия обучающимся предлагалось заполнить анкету обратной связи. Для удобства заполнения, оптимизации времени, а также быстрого анализа информации в симуляционном Центре разработана электронная анкета на платформе Google form, доступная всем обучающимся, врачам интернам факультета Общая медицина, прошедшим дисциплину «Симуляционные технологии в практике ВОП» для интернов 6 курса и Симуляционный курс «Неотложные состояния» для интернов 7 курса.
Полученные результаты отражают положительные стороны метода «стандартизированный пациент» в симуляционном обучении, такие как уверенность студентов в профессиональных навыках, сокращение количества медицинских ошибок, а также удовлетворенность обучающихся образовательным процессом.
Также интерны отметили важность данного метода в устранении профессионального барьера в навыках коммуникации врача и пациента.

Выводы

Все материалы, предоставленные в процессе обучения, были доступны, актуальны и надежны. Участники подтвердили 100% необходимость получения данного практического опыта и применение его в своей профессиональной практике врача.
Коэффициент удовлетворенности предложенными образовательными услугами в рамках симуляционного обучения составляет –Qср 96%

Тема: Стандартизированный пациент
Мейербек Колбаев

Анализ анкет обратной связи врачей-интернов 6 курса прошедших симуляционное обучение

Автор(ы): Колбаев М.Т., Мизонова С.Н., Латкина К.С.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

Результаты реализации симуляционного курса обучения предполагают определение понимания важности на уровне подготовки врачей общей практики, поэтому организация данного проекта направлена на выявление позитивных факторов внедрения обучения используя симуляционные технологии на базе специализированного Симуляционного Центра.
Важность подготовки к проведению симуляционного обучения отражена в рамках всей организации, а именно: специализированной программы обучения, подготовки тренерского состава и наполнения кабинетов соответствующим оборудованием.
Для определения результата подготовки и коэффициента удовлетворенности образовательными услугами разработана и представлена анкета обратной связи.

Цель

Определение коэффициента качества предлагаемых образовательных услуг в условиях интеграции симуляционного обучения в образовательный процесс, организованных на базе Симуляционного Центра (СЦ), используя метод анкетирования врачей-интернов 6 курса по специальности «Общая медицина».

Материалы и методы

Симуляционное обучение осуществлялось на базе симуляционного Центра Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова (НАО КазНМУ), г. Алматы, согласно расписания.
В работе описано внедрение симуляционного обучения в образовательный процесс студентов 6 курса специальности «Общая медицина» по модулям «Симуляционные технологии в практике ВОП». Обучение практическим и коммуникативным навыкам проводилось на базе Симуляционного Центра.
(г. Алматы ул. Шевченко 100, 3-4 этаж. Участники обучения: Врачи-интерны 6 курса ВОП -426 обучающихся.)

Результаты

1. Шкала «Мотивация к обучению» от 1 до 5.
Вопрос 1. «Практическое обучение соответствует моим профессиональным потребностям» - Средний коэффициент соответствия- 99%.
Интерны 6 курса отметили содержание образовательной программы симуляционного обучения как хорошо организованный курс, а также пояснили, что данный выбор практических навыков соответствует их профессиональным потребностям.
2. Шкала «Организация симуляционного пространства» от 1 до 5.
Вопрос 2. «Симуляционное пространство кабинета подготовлено реалистично в соответствии теме занятия» - средний коэффициент соответствия – 98%.
3. Шкала «Техническое оснащение» от 1 до 5.
Вопрос 3. «Техническое оснащение (роботы, манекены, фантомы, муляжи с накладками) помогает выполнить практический навык» - Средний коэффициент составляет 98% (4,8 баллов).
Все участники обучения 100% отметили, что техническое оснащение помогает в полной мере выполнить практический навык.
4. Шкала «Помощь тренера» от 1 до 5.
Вопрос 4. «Тренер пояснил выполнение практического навыка» - Средний коэффициент соответствия- 98%.
5. Шкала «Результат применения практического навыка» от 1 до 5.
Вопрос 5. «В данное время я могу применять практический навык в практики врача» - Средний коэффициент составляет 98%.
6. Шкала «Уровень заинтересованности» от 1 до 5.
Вопрос 6. «Для меня было интересно и полезно на данном обучении» - Средний коэффициент соответствия – 98%.
7. Шкала «Время для освоения навыка» от 1 до 5.
Вопрос 8. «Мне хватило время выполнить практический навык в полном объеме -Средний коэффициент соответствия 98%.
В рамках отработки практических навыков врача-интерна, каждому обучающемуся предоставлена возможность самому определить способность выполнять практические и коммуникативные навыки в профессиональной среде.
интерны подтвердили готовность выполнять практические и коммуникативные навыки в полном объёме на 100%. Интернов пояснили, что им не хватило времени для освоения практических и коммуникативных навыков, при том 30% участников обучения просили увеличить время на симуляционную подготовку – «два раза в год», а также предложили расширить перечень практических навыков. Интерпретация результатов анкет обратной связи позволяет формулировать запрос на увеличение времени для выполнения практических навыков на 20%.
8. Шкала «Оценка тренерскому составу» от 1 до 5.
Вопрос 9. «Ваша Оценка тренеру/ тренерам» -Средний коэффициент составляет 98% (4,9 баллов).
9. Шкала «Ваши предложения по улучшению проведения практических занятий (в свободной форме)» отражены в вопросе 10.

Выводы

Все материалы, предоставленные в процессе обучения, были доступны, актуальны и надежны. Участники подтвердили 100% необходимость получения данного практического опыта и применение его в своей профессиональной практике врача.
Коэффициент удовлетворенности предложенными образовательными услугами в рамках симуляционного обучения составляет –Qср 96%

Тема: Коммуникативные навыки
Мейербек Колбаев