Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Роль кейс-метода как симуляционного обучения в повышении квалификации медицинских работников

Роль кейс-метода как симуляционного обучения в повышении квалификации медицинских работников

Автор(ы): Ю.И. Логвинов, Е.С. Зайцева

Город: Москва

Учреждение: Учебно-аккредитационный центр – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

Практикоориентированный подход в обучении – основа для современного медицинского образования. Выполнение задачи по повышению квалификации врачей и модернизации системы медицинского образования в нашей стране является невозможным без включения практикоориентированного подхода при разработке программ дополнительного профессионального образования.
В ходе прохождения практикоориентированного обучения у специалистов здравоохранения формируются профессиональные и общие компетенции, осуществляется личностное воздействие на каждого слушателя в отдельности, вырабатываются формы общения на основе медицинской этики и деонтологии.

Цель

Анализ использования Сase-метода в обучении специалистов практического здравоохранения в ходе реализации образовательных программ Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы.

Материалы и методы

В ходе подготовки материала были использованы общенаучные методы исследования: изучение, теоретический анализ педагогической литературы и синтез информационных источников, наблюдение, описание.
Кейс-метод – это педагогическая технология проблемно-ситуационного типа, предполагающая использование реальных или близких к реальной жизни различного характера с дальнейшим анализом и принятием обоснованных решений. Сущностью case-метода является определение и решение важных реальных (приближенных к реальности) проблем в ситуациях неопределенности, которые не имеют однозначного правильного решения.
Само понятие кейс представляет собой учебные конкретные ситуации, разработанные на основе фактического материала для последующего разбора на занятиях. Метод конкретных ситуаций принадлежит к неигровым имитационным активным методам обучения. Основная его функция – учить студентов принимать сложные неструктурированные проблемы, не возможных решить аналитическим способом.
Сравнивая различные методы обучения, можно полагать, что в отличии от традиционных методов обучения, которое направлены на изучение чего-либо, вектор case-метода направлен строго в сторону научения чему-либо, на реализацию возможности применения имеющихся знаний к определенной ситуации, на решение практических проблем. Результатом использования case-метода как педагогической технологии является не только получение знаний, но и практические умения и навыки, что является наиболее актуальным и значимым в подготовке и повышении квалификации специалистов практического здравоохранения.
Преимуществами case-метода являются такие педагогические характеристики как: наличие модели социально-экономической, производственной ситуации в конкретный период времени; присутствие управляемого эмоционального напряжения; необходимость поиска и формулировки проблемы; взаимосвязь с реальными жизненными ситуациями; вариативность решения; принятие решения коллективно, минимальная степень зависимости у участников друг от друга.
Образовательная роль этого метода проявляется в том, что он позволяет проявить теорию с позиции реальных событий. С его помощью можно заинтересовать слушателей в изучении и освоении, повысить активность в усвоении знаний, стимулировать уровень навыков самостоятельной проработки информации для дальнейшего разрешения и обсуждения конкретной ситуации.

Следует учитывать, что в ходе разработки кейсов выделяются такие этапы, как:
1) определение раздела учебной программы, посвященного интересующей проблематике;
2) формирование целей и задач, необходимых в решении кейса;
3) поиск, знакомство с ситуацией, выявление особенностей;
4) определение необходимых источников и методов сбора информации;
5) выявление техник работы с кейсом;
6) определение желаемого результата, то есть листа оценки;
7) подготовка первичного материала в кейсе и его экспертиза;
8) подготовка окончательного варианта кейса;
9) внедрение его в практику обучения;
10) подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

Для осуществления работы с готовым кейсом состоит из:
1) введение в изучаемую проблему; анализ ситуации;
2) презентация;
3) обсуждение;
4) подведение итогов.
Стадия обсуждения обычно основывается на двух методах: открытая дискуссия и индивидуальный или групповой опрос. Дискуссия в case-методе занимает центральное место. Преподаватель при анализе кейса может использовать метод генерации идей – «мозговой штурм» или «мозговая атака», которые используются при возникновении у обучающихся реальных затруднений.

Результаты

Полагаем, что для эффективного использования case-метода в учебном процессе необходимо соблюдение следующих условий: качество кейса (соответствие желаемой цели обучения, актуальность, стимулирование дискуссии, наличие нескольких решений, развитие аналитического мышления у обучающихся) и специальная методика его использования.
Стоит отметить, что практико-ориентированные задачи выступают в качестве инструмента формирования у обучающихся системы интегрированных умений, необходимых для совершенствования профессиональных компетенций специалиста, а также формируют новые нейронные связи с помощью стимулирования поиска нестандартных решений, кроме того задачи способствуют анализу не только правильных решений, но и ошибочных. Значимым условием при использован и case-метода является наличие обратной связи между преподавателем, учебной группой и каждым слушателем в отдельности и слушателем. Именно обратная связи в случае установки ошибочных решений помогает установить мотивацию выбора слушателем неправильного решения и, разобрав вместе предложенную ситуацию, подвести его к правильному решению.

Выводы

Таким образом, можно сказать, что case-метод как одна из форм симуляционного обучения является способом повышения качества и интерактивности учебного процесса, но при низком уровне овладения слушателем профессиональными компетенциями в ходе предыдущего обучения, слушатель не будет готов полноценно разрешить поставленные перед ним проблемные вопросы.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Елена Зайцева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: