Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Мациевская Л.Л., Риклефс В.П.
Город: Караганда, Казахстан
Учреждение: НАО "Медицинский университет Караганды"
Актуальность
В Казахстане на протяжении последних пятнадцати лет приоритетным направлением в медицинском образовании является развитие коммуникативных навыков в подготовке специалистов здравоохранения. За данный период образовательные программы (ОП) по формированию коммуникативной компетентности претерпели несколько трансформаций, которые корректировались с учетом мнения и обратной связи всех заинтересованных сторон: студентов, преподавателей, работников практического здравоохранения и пациентов. Преподаватели медицинских вузов опасаются, что нынешние студенты обладают слабыми коммуникативными навыками, потому что они много времени проводят в виртуальной среде, последние два года обучение проходило в дистанционном формате, студенты предпочитают социальную среду для общения, и это может повлиять на профессионализм в будущем, в связи с этим ОП делает фокус на развитие данного направления. Медицинский университет Караганды за пятнадцать лет опыта обучения дисциплины "Коммуникативные навыки" применил разные подходы.
Цель
Целью данного исследования явилось описание этапов изменения образовательных программ развития коммуникативной компетентности студентов медицинского образования.
Материалы и методы
Материалами исследования явились ОП по специальности «Общая медицина» Медицинского университета Караганды за период 2007-2022 годы.
Результаты
Анализ ОП бакалавриата по специальности «Общая медицина» условно были разделены на три этапа в соответствии с пересмотром ОП: 1 этап – 2007–2014 гг., 2 этап – 2015-2018 гг., 3 этап – 2019-2022 гг. В рамках реформирования медицинского образования в Казахстане дисциплина «Коммуникативные навыки» (КН) была впервые внедрена в государственный общеобразовательный стандарт образования (ГОСО) 2006 года и ежегодно обсуждалась с целью выявления слабых сторон программы и улучшения его содержания. На первом этапе своего развития дисциплина была разделена на два блока «Коммуникативные навыки-1» (КН-1) с изучением базовых навыков на 1 курсе и «Коммуникативные навыки-2» (КН-2) с изучением продвинутых навыков на 2 курсе по 90 академических часов/2 кредита соответственно. Была создана кафедра коммуникативных навыков, отвечающая за интеграцию дисциплины в ОП из специально обученных клинических психологов и клиницистов, имеющих опыт работы с реальными пациентами и навыками преподавания. КН-1 был направлен на овладение вербальных и невербальных способов взаимодействия с пациентами. КН-2 был сосредоточен на взаимодействии с трудными пациентами и сообщении плохих новостей пациенту или его родственникам. Оценивание проводилось по стандартизированным чек-листам, состоящим из 6 блоков и 45 критериев. В обучении КН-2 применялись стандартизированные пациенты с разными психотипами. Слабой стороной данной реформации была «бравада» разработчиков ОП, переоценивших возможности обучающихся. Ожидаемые результаты обучения данной программы не были достигнуты в полной мере, так как данная дисциплина воспринималась участниками обучения как ответственность только одной кафедры, преподающей данную дисциплину. КН-2 из-за сложности предмета не соответствовала уровню обучения студентов 2 курса, потому что они еще не освоили клинические науки, а в дальнейшем студенты затруднялись продемонстрировать коммуникативные навыки у постели больного на клинических дисциплинах, несмотря на успешное её освоение. Образовательные вмешательства, направленные на повышение способности студентов общаться с пациентами, оказались многообещающими.
На втором этапе были разработаны и пересмотрены ОП и контрольный чек-лист для оценки коммуникативных навыков на основе Калгари-Кембриджской модели. Дисциплина подразделялась на КН-1 (обучение базовых навыков на 1 курсе) и КН-5 (обучение продвинутых навыков на 5 курсе) с увеличением объема академических часов до 135 (3 кредита) и объединением критериев оценки до 8 пунктов. Обучение КН-5 стало более продуктивным и эффективным, так как студенты освоили большую часть клинических дисциплин, могли определять проблемы пациентов, сообщать печальные новости, работать с трудными пациентами и добиваться их приверженности. Несмотря на успешную демонстрацию КН на итоговом ОСКЭ, при встрече с реальными пациентами студенты имели такие же трудности, какие были выявлены на 1 этапе. Трудности в контакте с реальными пациентами были следствием дисциплинарного подхода обучения, так как студенты после прохождения КН-1 не стремились закрепить полученные знания и навыки, а обучение клинических дисциплин не ставило приоритетом оценку КН для закрепления и было сосредоточено только на изучении нозологий клинических дисциплин.
Далее был начат новый этап преподавания дисциплины под названием «Пациент-центрированная помощь и эффективный комплаенс», которая выбрала образовательную стратегию по интеграции КН во все дисциплины. С 2019 года обучение КН была основана на интеграции нескольких подходов обучения с применением перевернутого класса, виртуального и стандартизированного пациентов. Интеграция КН в фундаментальные и клинические науки позволяет на протяжении всего периода обучения обеспечить непрерывность и преемственность формирования КН. Все участники образовательного процесса в равной степени ответственны за развитие КН обучающегося.
Обсуждение
Развитие коммуникативной компетентности в медицинском образовании несомненно является актуальным направлением и за последние пятнадцать лет реализации ОП «Общая медицина» Медицинский университет Караганды применил разные подходы обучения дисциплины «Коммуникативные навыки». Анализ этапов развития коммуникативной компетентности обучающихся показал, что необходимо отойти от дисциплинарного подхода обучения и интегрировать развитие коммуникативных навыков во все дисциплины через регулярный мониторинг/контроль знаний и умений достигнутых результатов на каждом этапе обучения.
Выводы
Таким образом, тотальная интеграция КН в ОП на протяжении последних трех лет продемонстрировала свою эффективность, которая измеряется итоговым контролем через ОСКЭ на всех этапах обучения и государственной независимой экзаменацией выпускников.
Гульшат Кемелова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.