Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / «Вместо субординатуры»: роль факультативных занятий по хирургии в профориентации студентов

«Вместо субординатуры»: роль факультативных занятий по хирургии в профориентации студентов

Автор(ы): Отдельнов Л.А., Зарубенко П.А.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет

Актуальность

По нашим наблюдениям, не менее половины студентов-медоков первого курса видят себя в будущем врачами хирургических специальностей. К старшим курсам лишь единицы сохраняют эту мечту. Данные официальной статистики говорят о том, что количество хирургов в нашей стране год от года уменьшается. Тому есть множество причин, одной из которых, является привлекательность профессии хирурга в глазах студентов. И если в советской системе медицинского образования вопрос профессиональной ориентации студентов старших курсов решала субординатура, то на сегодняшний день ее роль не нашла себе замены.

Цель

показать опыт создания межкафедрального факультатива по хирургии для студентов старших курсов.

Материалы и методы

с марта 2022 г. в Приволжском исследовательском медицинском университете реализуется программа дополнительного образования студентов «Школа хирургического мастерства», включающая как теоретическую, так и практическую подготовку по хирургии, разделенную на три модуля: 1) актуальные вопросы хирургической анатомии; 2) основы лапароскопии; 3) клиническая хирургия. Теоретическая часть курса представлена видеолекциями, доступными на портале дистанционного образования университета. Практическая часть реализована в виде «сквозного» модуля, включающего в себя последовательные этапы: 1) базовые навыки хирургии и лапароскопии в условиях симуляционного центра; 2) освоение интракорпорального шва в лапароскопии и основных этапов и оперативных приемов на свиных органокомплексах; 3) самостоятельное выполнение студентами открытых и лапароскопических операций в условиях WetLab; 4) дежурства студентов в клиниках города. Курс реализован межкафедральной командой преподавателей, что позволило объединить и максимально эффективно использовать ресурсы хирургических кафедр университета.

Результаты

в качестве положительных сторон данного курса можем отметить следующие. Возможность участия студентов разных курсов (с 3 по 6), разных факультетов (лечебный, педиатрический) открыло возможность создания своеобразного хирургического сообщества, где существует здоровый дух соперничества, происходит обмен информацией, получает развитие наставничество. Студенты, занимавшие призовые места на хирургических олимпиадах, привлекались в качестве экспертов на соответствующие практические занятия. Активность каждого студента учитывалась и находила отражение в рейтинге обучающихся. Для студентов с наивысшим рейтингом становились доступными дополнительные опции в виде специальных тематических занятий, мастер-классов, кураторства преподавателей ВУЗа на дежурствах. Это способствовало еще большему укреплению мотивации к занятиям. Факультативные занятия отличает гибкость графика, что позволяет решить проблему с индивидуальными различиями в освоении информации и овладевании практическими навыками: теоретический материал всегда доступен в дистанционном формате, а посетить тематическое практические занятие можно неоднократно. В освоении практических навыков реализована сквозная, ступенчатая программа, построенная по принципу «от простого к сложному». Лишь освоив базовые навыки хирургии (знание инструментария, правильное формирование узла, основные хирургические приемы), студенты допускались к тематическим занятиям (кишечный шов и анастомоз, шов сухожилия, сосудистый шов и др.), а далее – и к выполнению основных этапов и полных оперативных вмешательств в условиях WetLab. При освоении навыков лапароскопии, на первом этапе проводилось обучение базовым навыкам по разработанной программе. Достижение обучающимися критериев, предусмотренных курсом БЭСТА, позволяло перейти к следующему этапу – отработке интракорпоральнго шва. Следующим этапом были занятия в центре WetLab. Выгодным с нашей точки зрения решением было использование в качестве лабораторных животных кроликов. При том же спектре операций, которые возможно воспроизвести на этих животных, в отличие от использования минипигов не требуется ИВЛ, сложное анестезиологическое пособие, что делает тренинг организационно более простым и экономически-выгодным. Всего с марта 2022 г. курс посетили 89 студентов, из них 17 – успели освоить всю программу и занять высшие сточки индивидуального рейтинга.
Оценивая организацию данного курса как положительный опыт, который может быть полезен коллегам из других медицинских ВУЗов, следует указать и на ряд сложностей. Во-первых, это значительно ограниченное свободное время студентов старших курсов вследствие их трудоустроенности. Дополнительные баллы за работу на должностях среднего медицинского персонала, которые учитываются при поступлении в ординатуру, заставляют работать практически всех студентов старших курсов. Во-вторых, мы столкнулись с низкой мотивированностью студентов к дежурствам в клинике, без чего на наш взгляд, становление молодого хирурга невозможно. Крайне непросто убедить в том, что работа руками – далеко не самое главное в работе хирурга, а полученные знания и навыки в отрыве от клиники теряют свое значение. Наконец, значительным затруднением в перенятии опыта факультативных занятий являются нерешенные вопросы мотивированности преподавателей к внеаудиторной работе, что требует не только энтузиазма со стороны студентов, но и со стороны преподавателей.

Выводы

Описанный опыт показывает, что межкафедральное взаимодействие в проведении факультативных курсов может способствовать большей заинтересованности студентов в выборе профессии хирурга, эффективному освоению актуальных вопросов хирургии и практических навыков.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Леонид Отдельнов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: