Модель формирования умений профилактического консультирования

Автор(ы): Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Калинина А.М., Шепель Р.Н., Деринова Е.А., Михайлова Н.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России

Актуальность

Среди многих проблем профилактики заболеваний, межличностные отношения врача и пациента выступают как ключевые. Профилактическое медицинское консультирование требует от врача специальной подготовки к встрече с конкретным пациентом. Это объясняется тем, что в профилактическом медицинском консультировании решаются не только медицинские задачи (см. Виды профилактического консультирования), но и психолого-педагогические задачи. Однако, по-прежнему, не определены психолого-педагогические аспекты этого консультирования, выступающие интеграционными факторами модели формирования умений врача проводить профилактическое консультирование.

Цель

Разработать модель формирования умений врача проводить профилактическое консультирование, основанное на психолого-педагогических закономерностях взаимодействия врача и пациента.

Материалы и методы

Методическим аккредитационно-симуляционным центром ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России разработаны клинические задачи «Профилактическое консультирование», оценочный лист (чек-лист) по проверке умений проведения профилактического консультирования; сценарий для стандартизированного пациента «Краткое профилактическое консультирование»; паспорт станции «Консультирование». Используя методы системного анализа и наблюдения был проведен педагогический эксперимент, направленный на выявление психолого-педагогических условий проведения профилактического консультирования. В эксперименте участвовали ординаторы второго года обучения в количестве 36 человек, из них 20 человек составили экспериментальную группу и 16 человек – контрольную группу. Педагогический эксперимент включал в себя специальную подготовку ординаторов, включающую два этапа: а) теоретический этап обучения, направленный на освоение Калгари-Кембриджской модели медицинского консультирования и психолого-педагогических особенностей профилактического консультирования, а также освоение модели профилактического консультирования, разработанной в ФГБОУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России (трудоемкость - 36 академических часов); б) практический этап обучения осуществлялся с использованием метода моделирования ситуаций профилактического консультирования.
Одновременно осуществлюсь анкетирование пациентов на предмет удовлетворенности проведенным консультированием.

Результаты

В процессе исследования было выявлено – количество допущенных ошибок при профилактическом консультировании у ординаторов экспериментальной группы на 67,46% меньше, чем в контрольной группе. Время проведения профилактического консультирования в экспериментальной группе соответствовало установленным нормам. В контрольной группе процедура профилактического консультирования носила незаконченный характер по причине затягивания этапов консультирования. Продуктивность этапа завершения консультирования была низкой.
Анкетирование стандартизированных пациентов показало: удовлетворенность процедурой профилактического консультирования в экспериментальной группе составила 87,8% по сравнению с этим же показателем в контрольной группе – 24,6%. Функциональный анализ результатов проведенного исследования показал эффективность модели профилактического консультирования, основанной на интеграции медицинских и психолого-педагогических задач, стоящих перед врачом в процессе профилактического консультирования.

Обсуждение

Главное отличие профилактического консультирования от медицинской консультации состоит в том, что во время профилактического консультирования во взаимодействии врача и пациента акцент смещается с диагностики и лечения на формирование приверженности пациента в необходимости следования рекомендациям врача. Ведь профилактическое консультирование происходит на последнем этапе диспансеризации. К этому времени проведено обследование пациента и результаты отражены в его персональной карте учета. Пациент частично осведомлен о результатах его обследования, но эти знания носят хаотичный характер.
Модель проведения профилактического консультирования представляет собой систему, состоящую 5 этапов, направленных на достижение результата – сформированной приверженности пациента к выполнению рекомендаций врача: Начало консультирования  Информирование и разъяснение → Рекомендации и планирование  Убеждение и мотивирование  Завершение консультирования. Каждый этап, выполняя определенные задачи, направлен на повышение приверженности пациента к выполнению рекомендаций врача и формированию поведенческих навыков, содействующих снижению риска заболевания. В процессе педагогического эксперимента были выявлены закономерности эффективности модели.

Выводы

1. Модель профилактического консультирования направлена на подготовку врача к решению задач разных видов профилактического консультирования. Особенностью разработанной модели является ее структура, основанная на психолого-педагогических закономерностях формирования убеждений, лежащих в основе приверженности пациента к лечению.
2. Эффективность модели профилактического консультирования зависит продуктивности каждого этапа модели.
3. Этапы модели профилактического консультирования определяются алгоритмизацией деятельности врача, включающей в себя: анализ исходной ситуацию, решение задач конкретного этапа, проведение этапа в соответствии с выявленными правилами.
4. Правила действия врача на каждом этапе определены психологическими и педагогическими закономерностями, выявленными в процессе исследования.

Тема: Терапия
СВЕТЛАНА АСТАНИНА

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: