Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Роль виртуальных технологий в практической подготовке студентов старших курсов педиатрического факультета

Роль виртуальных технологий в практической подготовке студентов старших курсов педиатрического факультета

Автор(ы): Доровская Н.Л., Мельникова И.М., Потапов М.П.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Формирование и освоение практических навыков будущими врачами - одна из ключевых проблем образовательного процесса медицинских ВУЗов. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация, возрастающие этические сложности коммуникации с пациентами вызывают определенные трудности при отработке практических навыков студентами непосредственно у постели больного. Научно-технический прогресс в медицине требует непрерывного обновления, модернизации методологии и технологической оснащенности учебного процесса. В то же время следует отметить и некоторый консерватизм при внедрении симуляционных технологий, что в первую очередь можно объяснить сложностью работы с аппаратурой, необходимостью обучения преподавателей, высокой стоимостью, необходимостью развития отечественного производства.
Одним из перспективных видов симуляционного обучения студентов старших курсов является тренажер виртуальный пациент Body interact, который способен повысить мотивацию обучающихся, привлекая техническим оснащением, современностью, реалистичностью, эмоциональной составляющей, облегчая переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для реальных пациентов.

Цель

Проанализировать мнение студентов-выпускников педиатрического факультета о значении виртуальных технологий в учебном процессе на занятиях по педиатрии по данным анонимного анкетирования.

Материалы и методы

Разработана анкета по принципу вопрос-ответ и проведено анонимное анкетирование 107 студентов-выпускников 6 курса педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета, прошедших обучение на тренажере виртуальный пациент Body interact в 2021-22 учебном году на модуле Детская кардиология.

Результаты

По результатам анкетирования почти 1/3 (30%) выпускников-педиатров 6 курса сообщили о готовности работать в реальной клинической практике; 30% испытывают страх перед пациентами; 48,5% - неуверенность в своих знаниях; 20,6% - неуверенность в применении практических навыков; 0,9% - страх диагностических ошибок.
После прохождения занятия с применением виртуального симулятора Body Interact 81,3% студентов-педиатров считают, что такие занятия повышают эффективность получения практических навыков и усвояемость полученных теоретических знаний;16,8% – затруднились ответить; 1,9% считают, что «никак не влияет». Среди достоинств виртуального пациента Body Interact были выделены наглядность (83%), реалистичность (52%); возможность применения множества диагностических возможностей (54,2%), клинического мышления (58,9%), возможность получения обратной связи по допущенным ошибкам в решении клинической ситуации (50,5%), наглядность применения лечебных мероприятий в виде изменения состояния пациента (48,6%), приближенность клинических ситуаций к реальной практике (36,4%).
По мнению обучающихся недостатками данного тренажера были: сложность сценариев, малое количество кейсов педиатрического профиля; невозможность самостоятельно разобраться при работе с симулятором; отсутствие обратной связи по дозировкам препаратов (только правильность выбора группы). Следует отметить, что 24,3% не отметили никаких отрицательных моментов в обучении с использованием данного тренажера Body Interact.
Согласно анкетным данным занятия с использованием Body Interact способствуют выработке четкого алгоритма действий при диагностике и лечении различных заболеваний (69,2%), формированию клинического мышления (53,3%), позволяют преодолеть неуверенность на практике (28%).
Тренинги с использованием виртуального пациента, по мнению студентов-педиатров, помогают работать в реальной клинической практике (85%); почувствовать себя более уверенными в решении диагностических и лечебных мероприятиях (78,5%). Однако, 5,6% респондентов считают, что не помогает; 6,5% убеждены, что симуляционные технологии никак не влияют на практическую подготовку.
Все проанкетированные студенты считают необходимым в привлечении наставника/преподавателя при работе с симулятором Body Interact для обеспечения помощи в выработке правильного и эффективного алгоритма действий (70%); возможность проведения разбора ошибок (дебрифинг) (47,7%); корректировки действий по ходу сценария (69,2%).
Практически все обучающиеся (98%) высказали готовность дальнейшей самостоятельной работы на симуляторе Body Interact для отработки полученных знаний при организации свободного доступа к оборудованию. Следует отметить высокую положительную оценку по удовлетворенности всех обучающихся полученными знаниями и опытом работы виртуальным пациентом Body Interact.
Важно отметить, что большинство проанкетированных студентов-педиатров отметили необходимость более широкого применения высокореалистичных симуляторов на педиатрических дисциплинах, в том числе на более ранних курсах обучения. 92% предложили увеличить учебное время для непосредственной работы симуляционными тренажерами; а также увеличить количество отечественных сценариев педиатрического профиля с кейсами на базе симуляционно-аккредитационного центра.

Выводы

Большинство опрошенных студентов-выпускников 6 курса педиатрического факультета дали высокую положительную оценку по совершенствованию и углублению полученных теоретических и практических навыков и умений посредством применения тренажера Body Interact. Внедрение средств виртуальной реальности расширяют границы наглядности и доступности, снимая многие традиционные проблемы освоения практических навыков в клинической практике «у постели больного». Успешное использование кейсов-заданий с виртуальным пациентом в педиатрической практике на базе симуляционно-аккредитационного центра определяет вектор дальнейшего развития и внедрения инновационных симуляционных технологий, в том числе на более ранних курсах у студентов-педиатров для повышения уровня практической подготовки будущих врачей педиатров. Перспективным является создание новых и совершенствование имеющихся отечественных симуляционных разработок педиатрического профиля.

Тема: Педиатрия и неонатология
Нелли Доровская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: