Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Опыт использования тренажера К-плюс с интеграцией кейс-заданий при обучении студентов факультетской терапии.

Опыт использования тренажера К-плюс с интеграцией кейс-заданий при обучении студентов факультетской терапии.

Автор(ы): Смирнова М.П., Потапов М.П., Чижов П.А., Иванова Ю.И.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет МЗ РФ

Актуальность

качественная подготовка врача-лечебника включает в себя высокий уровень владения клиническими методами обследования и их интерпретацией. Тренировка навыков аускультации при различных патологиях дыхательной и сердечно-сосудистой системы является одним из ключевых моментов при подготовке специалистов первичного звена. Однако существуют объективные трудности при отработке студентами практических навыков в клинике. Это и невозможность практической иллюстрации разнообразных клинических случаев, и морально-этические и законодательные ограничения в общении учащихся с пациентом. В условиях пандемии Covid-19 особое значение приобретает использование симуляционных технологий в учебном процессе.
Для отработки реальных клинических ситуаций в процессе обучения студентов по дисциплине «факультетская терапия» целесообразно использование кейсов на базе традиционных ситуационных задач по различным заболеваниям сердца и легких в сочетании с возможностями аускультативного тренажера. В холе решения кейсов студенты систематизируют полученные знания, совершенствуют практические навыки аускультации легких и сердца, приобретают экспертные умения, формируют клиническое мышление, что является важным для развития системы ценностей обучающихся и их профессионального самосовершенствования.

Цель

усовершенствовать качество практической подготовки студентов лечебного факультета по дисциплине «факультетская терапия» путем интеграции кейс-заданий в сценарии аускультативного тренажера "К-плюс".

Материалы и методы

обучение с использованием симуляционных технологий осуществлялось на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО ЯГМУ МЗ РФ. Для проведения занятий со студентами 4 курса лечебного факультета по дисциплине «факультетская терапия» использовали учебную систему для отработки навыков аускультации звуков сердца и легких «К-плюс». С учетом имеющихся на симуляторе звуков на основании реальных клинических ситуаций были разработаны кейс-задания по темам занятий. Мониторинг качества практических навыков и эффективности проводимых студентами действий осуществлялся с использованием метода дебрифинга.

Результаты

сущность использования кейс–задания предполагает научение чему-либо и осуществляется путем вовлечения студентов в дискуссию, анализа ситуации, применения имеющихся знаний к определенной ситуации и принятия решений. Результатом использования кейсов является не только получение знания, но и практические умения и навыки. Таким образом, кейс-метод дает возможность использовать теорию с позиции реальных событий.
Используемые кейсы представляют собой учебные конкретные ситуации, составленные на основе фактического материала для разбора на занятиях. Темы кейсов соответствуют теме занятий, например, «внебольничные пневмонии». Задачи могут иметь несколько вариантов аускультативных данных.
Студенты получают вводную часть кейса в виде текстового материала, в котором представлены жалобы, анамнез заболевания. Для оценки дыхательной и сердечно-сосудистой системы пациента студенты самостоятельно проводят и оценивают представленные на тренажере "К-плюс" аускультативные данные, учатся различать и описывать вариации дыхательных и сердечных шумов. С учетом полученных данных студенты проводят обоснование предварительного диагноза и дифференциальную диагностику при различных заболеваниях системы органов дыхания и кровообращения, назначают лечение. В зависимости от выбранного решения возможны и различные исходы течения заболевания, требующие повторной оценки аускультативных данных и соответствующей коррекции лечения. По окончанию кейса проводится дебрифинг для оценки качества и эффективности проведенных действий. При необходимости осуществляется разбор навыка аускультации для конкретной ситуации.
При оценке обратной связи студенты отмечали доступную форму подачи учебного материала, его практическую ориентированность, высокую информативность.
В ходе работы с одновременным использованием кейсов и тренажеров для обучающихся создаются условия, приближенные к реальной клинической практике. Студенты, вовлекаясь в предложенные кейсы, не только имеют возможность совершенствовать свой практические навыки, но и учатся принимать эффективные решения. Использование аускультативного тренажера «К-плюс» с интеграцией кейс-заданий повышает интерес студентов в изучении предмета, стимулирует активность в усвоении знаний и навыков, способствует развитию клинического мышления студентов. Таким образом, при проведении занятий в данном формате результатом обучения являются не только усвоенные знания, но и навыки профессиональной деятельности.

Выводы

использование аускультативного тренажера «К-плюс» с интеграцией кейс-заданий в обучении студентов лечебного факультета по дисциплине «факультетская терапия» на занятиях, посвященных заболеваниям дыхательной и сердечно-сосудистой системы способствует совершенствованию как теоретических знаний, так и практических навыков студентов в данной области. Применение симуляционных технологий позволяет повысить уровень практической подготовки обучающихся.

Тема: Терапия
Марина Смирнова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: