Опыт проведения коммуникативных тренингов с применением виртуальных пациентов

Автор(ы): Н.Г. Королева, З.В. Лопатин, А.В. Воздвиженская, К.Ю. Королев

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Профессиональная модель российского врача основана на комплексе компетенций, включающем знания доказательной медицины, высокий уровень владения практическими навыками, а также мягкими навыками (soft skills), такими как коммуникативные навыки, критическое мышление, эмпатия и т.д. Сегодня формирование компетенций будущего врача требует безопасной обучающей среды для отработки ключевых профессиональных навыков, которая основана на симуляционных технологиях. На наш взгляд, симуляционные технологии эффективны не только в отработке навыков манипуляций, но и для обучения коммуникативным навыкам будущего врача. Виртуальные пациенты (ВП) как особый тип компьютерных программ или набор видео сюжетов симулируют реальные клинические сценарии, при прохождении которых обучающийся исполняет роль медицинского работника с целью сбора анамнеза, проведения физикального осмотра, принятия диагностических и терапевтических решений. В этом свете, коммуникативные тренинги с применением ВП несут пропедевтическую функцию, реализуя обучение на собственных ошибках без риска для пациента, получение быстрой оценки своим действиям и многократное повторение моделей коммуникативного поведения, что позволяет обеспечить качественно более высокий уровень подготовки медицинского работника к пациент-ориентированной коммуникации.

Цель

Цель исследования: интегрировать технологию виртуального пациента (ВП) в образовательную программу высшего образования уровня специалитет - 31.05.01 "Лечебное дело" (СЗГМУ им. И.И. Мечникова) для совершенствования обучения врачей пациент-ориентированной коммуникации.
Задачи исследования: определить наиболее оптимальную технологию обучения коммуникативным навыкам, разработать методическую поддержку ВП, реализовать дисциплину «Коммуникативные навыки врача» на основе ВП и оценить уровень удовлетворенности обучающихся выбранным методом подготовки.

Материалы и методы

Выполнен анализ 136 зарубежных и отечественных публикаций, размещенных в базах данных elibrary, PubMed, Scopus, ResearchGate, EMBASE и других в интервале с 1990 по 2020 гг. изучена таксономия и применение ВП в целом, а также использование данной методики для обучения непосредственно коммуникативным навыкам врачей. Теоретические выводы исследования построены на валидных источниках, отобранных по инструкции PRISMA.
Разработан банк из 6-ти ВП, которые интегрированы в модули образовательной программы “Коммуникативные навыки врача”. ВП, использовавшиеся в обучении, спроектированы с помощью открытой онлайн платформы OpenLabyrinth. Все сценарии поведения ВП разработаны на основе реальных клинических ситуаций и имеют свои коммуникативные особенности: отражают три возможные модели коммуникативного поведения врача (пациент-ориентированную как наиболее оптимальную, патерналисткую и конфликтогенную).
Для оценки коммуникативных навыков студентов после обучения с применением ВП был использован метод блюпринт (blueprinting), который заключается в последовательной оценке запланированных результатов обучения в каждой обучающей сессии.
Итоги анализа научной литературы, авторские педагогические разработки и результаты тестирования системы обучения на основе ВП были использованы при проектировании дисциплины "Коммуникативные навыки врача" (31.05.01 "Лечебное дело"), реализуемой в 5 и 6 семестре 3 курса.
Для выявления уровня удовлетворенности студентов применением ВП в обучении применен метод анкетирования, в котором приняли участие 210 студентов (35% от общего числа обучающихся на курсе).

Результаты

Согласно методу blueprinting при проектировании сценариев ВП были сформулированы обучающие цели для последующего измерения достигнутых результатов, результаты обучения для каждой сессии с ВП, модуля дисциплины и дисциплины в целом. Метод blueprinting также был применен для дизайна универсальной системы учебных действий в каждой сессии с ВП. Например, на учебную сессию с ВП по теме “Гипертензия - Разговорчивый пациент” отводится 4 академических часа для внеаудиторной самостоятельной работы (просмотр онлайн лекции, выполнение заданий по теме лекции в СДО Moodle, подготовка докладов) и 4 контактных часа (просмотр ВП, обсуждение, дискуссия, ролевая игра и резюмирование). В качестве оценочных средств работы с ВП использованы следующие инструменты и методы: рефлексивное эссе, ролевая игра с участием стандартизированного пациента, дискуссия в малых группах, взаимная оценка. Объективации системы оценки способствует использование чек-листов для каждого инструмента или метода.
Методом входного анкетирования мы выявили, что до начала обучения большинство студентов относились отрицательно (33,49%), либо нейтрально/безразлично (27,75%) к прохождению дисциплины. Лишь треть из них (38,76%) действительно стремилась улучшить свои коммуникативные навыки для работы с пациентами в будущем. По итогам прохождения первого модуля дисциплины мнение студентов изменилось (выходное анкетирование): 79,76% респондентов отмечают необходимость данной дисциплины в предложенном формате, 66,99% студентов отмечают, что их коммуникативные навыки существенно улучшились, скептически к собственному прогрессу отнеслись 8,61% участников анкетирования.

Выводы

Работа с ВП была положительно оценена 84% обучающихся: студенты отметили ее интерактивность, доступность, анимационность, приближенность к реальности. Тьюторы (100%) подчеркнули, что повышению интереса, мотивации студентов к тренингам способствовали клиническая достоверность ВП, наличие в каждом ВП оптимальных не предпочтительных моделей коммуникативного поведения врача, а также то, что работа с ВП на 3-ем курсе выполняет пропедевтическую функцию: готовит к диагностической практике, то есть к первой встрече с реальным пациентом.
Перспективами методики ВП является создание банка ВП и сопровождающих методических разработок для подготовки к сдаче коммуникативной станции ОСКЭ, интеграции стандартизированного пациента в систему обучающих мероприятий для тренировки коммуникативных навыков, дальнейшего проектирования учебных модулей с применением виртуальных пациентов.

Тема: Коммуникативные навыки
Наталия Королева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: