Возможности дистанционной практической подготовки в медицине

Автор(ы): Олексик В.С., Ходус С.В., Борзенко Е.С., Заболотских Т.В.

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

Актуальность

Практико-ориентированное обучение это процесс освоения образовательной программы студентами с целью формирования навыка практической деятельности за счет выполнения практических задач. За период 2021 -2022 года в условиях борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID-19 сложились особенности практического обучения. В 2021 году Аккредитационно-симуляционным центром (Центр) ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Академия) предложены новый дистанционный метод самоподготовки к практическому занятию «Базовая СЛР» и методология про-ведения конкурсов Олимпиады с использованием авторского метода «Аватар» (Ходус С.В., Олексик В.С.).

Цель

обоснование эффективности дистанционных методов подготовки к выполнению практических навыков.
Задачи исследования:
1. Оценить практические навыки во время прохождения конкурсных программ Олимпиады.
2. Оценить эффективность дистанционных методов обучения практической подготовки.

Материалы и методы

В исследование приняли 112 студентов 4-6 курсов лечебного факультета (ЛФ) ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, которые участвовали в Олимпиаде.
С 2021 года самоподготовка студентов 4 курса ЛФ, в рамках подготовки к практическому занятию «Базовый комплекс СЛР», стала включать предложенный сотрудниками Центра дистанционный метод самоподготовки. Данный метод заключался в выполнение студентом алгоритма БСЛР в домашних условиях, выполнением компрессий грудной клетки (КГК) на любом мягком предмете, с видеофиксацией процесса и оценкой преподавателем правильности выполнения всех действий с обратной связью. С 2022 года, данный метод самоподготовки был обязательным при подготовке к практическим занятиям, т.к. появилась доказательная база его эффективности [1]. За период 2021-22 года в связи с пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID-19, Ежегодная Олимпиада по практической подготовке среди студентов Академии проводилась в дистанционном формате. Для прохождения конкурсов Олимпиады использовался метод «Аватар» (участники демонстрировали свои практические навыки, управляя «виртуальным ассистентом», роль которого исполнял актер, имеющий мультимедийное «носимое» оборудование, позволяющее осуществить обратную аудио-видеосвязь для выполнения указаний команд-участниц) [2].
Студенты, принимавшие участие в исследование, были разделены на 2 группы: группа I – участники Олимпиады 2021 года, группа II –2022 года. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программы Microsoft Excel 2013 и SPSS Statistic 22.0. Рассчитывали время начала компрессий грудной клетки (КГК) (среднее значение в секундах (М) и 95% доверительный интервал для среднего (95% ДИ)). Данный показатель отражает владением коммуникативным навыком – более ранее начало КГК, предполагает корректное общение с «Аватаром», обозначение ему понятных и точных задач, необходимых для оценки ситуации и начала мероприятий первой помощи. Также оценивалась эффективности выполнений компрессий «Аватаром», среднее значение скорости, глубины выполняемых компрессий, релаксации грудной клетки (М) и 95% доверительный интервал для среднего (95% ДИ). Оценка данных показателей, проводилась после третьего комплекса СЛР (время необходимое для трансляции участником «Аватару» правильных действий и возможности корректировки выполнений КГК). При сравнение полученных данных использовали методы непараметрической статистики (расчет критерия Мана-Уитни). Для всех видов статистического анализа значимыми считались различия значений при p≤0,05.

Результаты

Проведя сравнительный анализ полученных данных, нами выявлены статистически значимые различия времени начала компрессий: среднее значения время начала компрессий в группе II составило 19,7 секунд (95% ДИ от 12,1 сек до 25,7 сек), что на 11,6 секунд быстрее чем в группе I – 31,3 секунд (95% ДИ от 16,3 сек до 39,2 сек) (p=0,046). При этом процент студентов, которые корригировали КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту), в группе I составил 61,3%, в группе II – 82,4%. Среднее значение процента КГК с достаточной релаксацией грудной клетки в группах I и II составила 73,7% (95% ДИ от 58,3%-84,7%) и 70,1% (95% ДИ от 52,5% до 81,8%) соответственно (p=0,008).

Обсуждение

Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенные дистанционные методы подготовки улучшают практические и коммуникативные навыки. Время начала КГК у студентов, участвовавших в Олимпиаде 2022 составило 19,7 секунд, что на 11,6 секунд быстрее, чем у участников Олимпиады 2021. Также стоит отметить, что показатели эффективности КГК, после коррекции их участником Олимпиады, улучшались. Так после коррекции, КГК с верной частотой во II группе увеличились на 21,1% и составили 82,4%. Среднее значение процента КГК с достаточной релаксацией грудной клетки в группах I и II составила 73,7% (95% ДИ от 58,3%-84,7%) и 70,1% (95% ДИ от 52,5% до 81,8%) соответственно (p=0,008). Эти данные также свидетельствует об улучшение коммуникативных навыков и возможности трансляции и оценки выполняемого практического навыка студентами, использующие в процессе обучения предложенные дистанционные методы.

Выводы

1. При оценке практических навыков во время прохождения конкурсных программ Олимпиады, у студентов, прошедших обучение по дисциплинам с использованием дистанционных методов подготовки, выявлена более высокая скорость начала компрессий грудной клетки и более эффективная коррекция выполняемых КГК.
2. Полученный опыт свидетельствует о возможности применения информационно-цифровых технологий в управление качеством выполнения практического навыка. Предложенные дистанционные методы обучения эффективны для при подготовке студентов к выполнению практического навыка выполнения базового комплекса СЛР.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Владимир Олексик

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: