Клиническая коммуникация с роботом

Автор(ы): Грибков Д.М.1., Гуляева М.А. 1, Ким Е.В2, Шубина Л.Б.1

Город: Москва

Учреждение: 1 - Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва 2 – Симуляционный центр Синтомед

Актуальность

Обучение по медицинской специальности накладывает особую ответственность, а общество предъявляет студентам-медикам – повышенные требования. В процессе обучения у будущих медиков, в числе прочих компетенций, происходит формирование профессиональных навыков и клинического мышления. Это требует большого количества времени на участие в практической медицинской деятельности во время обучения. Симуляционное обучение успешно способствует решению этой задачи. Для увеличения количества часов для наработки навыков общения с пациентом, сбора клинически значимой информации и навыков постановки диагноза, предлагается дополнить процесс симуляционного обучения человекоподобными роботами с различными сценариями для формирования базовых профессиональных навыков у будущих специалистов. Немаловажным является вопрос о восприятии студентами-медиками новых технологий в процессе обучения

Цель

Путем проведения пилотной станции в рамках аккредитации выявить готовность выпускников к взаимодействию с роботом, а также возможности Виртубота в качестве симулированного пациента

Материалы и методы

На базе кафедры клинического моделирования и мануальных навыков ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова во время проведения аккредитации выпускников специалитета и ординатуры была предложена дополнительная (пилотная) станция. После проведения пилота все аккредитуемые, члены экспертной комиссии и сотрудники, обученные в качестве симулированного пациента, приняли участие в анонимном опросе, связанном с описанием полученного опыта. В опросе приняло участие 111 человек. Перед входом на пилотную станцию, все участники были проинформированы о том, что станция экспериментальная в общей оценке не участвует, а общение они будут вести с роботом. Необходимо отметить, что специального обязательного курса ни по коммуникативным навыкам, ни по подготовке к аккредитации большинство участников не проходили. Существует факультативный курс по навыкам общения, который пожелали пройти около 2% всех выпускников. Все остальные участники проходили традиционное обучение и подготовку по паспорту станции. Для оценки работы на пилотной станции использовалась внутренняя система оценки по чек-листу, аналогичному опубликованному в паспорте экзаменационной станции, а также субъективная оценка эксперта, работающего на станции

Результаты

В настоящий момент на роботе предлагался сценарий, использованный в прошлом году на аккредитации. Работа робота организована в соответствии с требованиями для оценки следующих параметров (наличия этапов консультирования, возможность задавать открытые вопросы, вопросы для скрининга, выявления мнения пациента, обобщения и высказывания предварительной клинической гипотезы). 100% выпускников преодолели 70% барьер по чек-листу. Среднее время затраченное при этом на пилотной станции составило 3 минуты 3 секунды, при этом минимальное время 1 минута 40 секунд, а максимальное 6 минут 23 секунды. Количество респондентов, отметивших опыт работы с роботом как отличный и хороший составил 17% (5 % и 12% соответственно). Тем не менее, по субъективной оценке от экспертов, участвующих в эксперименте, выпускников, которые реально справились со сценарием, не более 3%

Обсуждение

Каждый из выпускников знал алгоритм работы на станции. Так как робот запрограммирован на идеальный алгоритм, то отклонение от него, приводило к «техническим проблемам», которые для многих казались непреодолимыми. Некоторые понимая, что не даёт им продвинуться вперед возвращались к своим последним фразам, что позволяло дойти до конца сценария. Основные проблемы коммуникации в данном пилоте это – слова паразиты, долгие паузы в формулировании вопроса, преждевременный переход к уточняющим вопросам по первой предъявленной жалобе, не использование обобщения перед тем, как задать скрининговый вопрос после уточняющих вопросов. Экспертам, участвующим в эксперименте, совершенно очевиден недостаток глубокого понимания применяемых навыков общения у аккредитуемых и их сегодняшнюю неготовность к использованию данной технологии. Преимуществом данного робота является возможность для отработки коммуникаций по большому количеству клинических сценариев

Выводы

Безусловно, использование подобных роботов существенно упрощает работу по организации и обеспечению большого количества разных сценариев, предъявляемых всем аккредитуемым в подчеркнуто одинаковых условиях. Но использование роботов должно обязательно пройти через подготовительный этап в сравнение с работой человека в роли симулированного пациента, а также на практике в медицинских организации с пациентами, что обеспечит и глубокое понимание используемых навыков, и психологическую готовность к новым технологиям

Тема: Коммуникативные навыки
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: