Тренинг для парамедиков по навыкам оказания первой помощи

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Тимахович М.В., Сапарова А.С., Идрисова Г.К.

Город: Караганда, Республика Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский Университет Караганды», Центр симуляционных и образовательных технологий

Актуальность

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (РК) за последние 3 месяца 2022 года на предприятиях страны пострадало 313 человек, из них 47 погибли, что составляет 15%. Производственный травматизм занимает второе место в структуре заболеваемости. На территории Казахстана расположено большое количество предприятий, занимающихся добычей природных минералов, руды, угля и т.п. При возникновении чрезвычайной ситуации на предприятии, связанной с угрозой здоровью сотрудников приезд бригады скорой помощи и оказание неотложной медицинской помощи может быть затрудненно, например в шахтах или высотках. Карагандинская область является самым крупным промышленным регионом и имеется достаточно много предприятий с повышенным риском для здоровья трудящихся, где производственный травматизм не является исключением. Часто при несчастных случаях можно было бы избежать гибели работника при оказании своевременной помощи. Так, Министерством здравоохранения РК в декабре 2020 года были актуализированы «Правила обучения граждан Республики Казахстан навыкам оказания первой помощи», регламентирующие обучение парамедиков с применением симулированных технологий. В Центре симуляционных и образовательных технологий (Центр) НАО «Медицинского университета Караганды» (НАО МУК) разработана программа обучения для парамедиков. Парамедиками являются лица без медицинского образования, прошедшие соответствующую подготовку по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Обучение парамедиков является стратегически важным для руководителей предприятий, заботящихся о здоровье трудящихся, так как именно они могут спасти жизнь своим коллегам до приезда скорой помощи. При возникновении критической ситуации оказание неотложной помощи в первые минуты позволяют спасти жизнь пострадавшим и избежать последствий несвоевременного оказания помощи.

Цель

Цель - описание программы обучения парамедиков навыкам оказания первой доврачебной помощи.

Материалы и методы

Материалами и методами послужили учебно-методические материалы (рабочая учебная программа, контрольные средства измерения) и результаты анкет обратной связи парамедиков, прошедших тренинги в Центре НАО МУК.

Результаты

В Центре с 2012 года осуществляется обучение парамедиков по программе «Навыки оказания первой неотложной помощи» в объеме 36 академических часов за 3 дня. Лекционный материал предоставляется слушателям для самостоятельного изучения до начала тренинга в электронной версии. В целом объем практических занятий составляет 80% от общего количества академических часов тренинга и 20% академических часов составляет самостоятельная работа парамедиков под руководством преподавателя. В первый день парамедики изучают технику проведения базовой сердечно-легочной реанимации у взрослых и детей (BLS). Во второй день изучаются основные принципы оказания первой помощи при травмах в сочетании с внезапной остановкой сердца (PHTLS). В третий день осваиваются навыки оказания неотложной помощи при сочетанных травмах, кровотечения, ожоги, укусы, ЗЧМТ и судорожном синдроме. Обучение с применением симуляционных технологий осуществляется в смешанном варианте - в симуляционном центре или непосредственно на рабочем месте парамедиков. При обучении на базе симуляционного центра преподаватели создают атмосферу критической ситуации с использованием клинического сценария, которая может возникнуть с учетом специфики предприятия, то есть для сотрудников горнодобывающих предприятий имитируются завалы и обрушения и т.п. Для обучения навыкам неотложной помощи в команде применяются высокотехнологичные тренажеры способные воспроизводить любое неотложное состояние пациентов согласно заданному сценарию. Парамедики как индивидуально, так и в команде должны оказать неотложную помощь пострадавшим до приезда скорой помощи и спасателей. Каждый клинический сценарий завершается дебрифингом с выявлением ошибок, допущенных парамедиками при оказании первой помощи. Парамедикам предоставляется возможность многократного повторения навыков на тренажерах до автоматизма. Обратная связь слушателей тренинга показала, что время, затраченное на изучение практических навыков, использовалось максимально эффективно, применяемые симуляторы способствуют формированию навыков неотложной помощи и развивают стрессоустойчивость, моральную подготовленность к различным критическим ситуациям и повышают ответственность за жизнь и здоровье сотрудников. По отзыву одного из слушателей на производстве при остановке сердца у коллеги, обученные парамедики не растерялись и смогли слаженно согласно алгоритму оказать предельно допустимую помощь до приезда медицинских работников. При этом данный парамедик отметил, что немедленная и своевременная реакция работников позволила успешно реанимировать пострадавшего. Этот случай на производстве стал толчком для осознания сотрудниками необходимости владения навыками первой помощи и повысил персональную ответственность за результаты обучения.

Обсуждение

Обучение парамедиков навыкам оказания неотложной помощи является необходимостью, поэтому данное направление поддерживается на государственном уровне. Для снижения рисков потери сотрудника вследствие производственного травматизма тренинги по обучению навыкам первой помощи рекомендуется проводить на регулярной основе. Обратная связь слушателей семинара способствует улучшению образовательного процесса путем выявления слабых сторон тренинга. Обучение парамедиков с применением симуляционных технологий оказывает положительное влияние на выживаемость приобретенных навыков. Парамедики отмечают актуальность изучаемых тем и благоприятную атмосферу в симулированных условиях, позволяющие осваивать навыки неотложной помощи без стресса для слушателей.

Выводы

Таким образом, парамедики отметили ценность тренинга по неотложной помощи. Обучение на манекенах значительно улучшает освоение материала и способствует автоматизации алгоритма при многократном повторении навыка, а также повышает уверенность в своих силах быть готовым прийти на помощь к пострадавшим в реальной критической ситуации.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: