Интегрированный ОСКЭ глазами экзаменатора

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Риклефс В.П.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский Университет Караганды», Центр симуляционных и образовательных технологий

Актуальность

Выбор контекста интеграции требует критического осмысления целостности, который должен вытекать из преобразующего обучения. Горизонтальная интеграция по фундаментальным дисциплинам в Медицинском университете Караганды (МУК) начинается с первого года обучения и по мере продвижения с курса на курс обучения включает вертикальную интеграцию, способствующую спиральному развитию знаний и умений от фундаментальных до клинических дисциплин. В организации интегрированного обучения меньше барьеров, чем в интегрированной оценке. Несмотря на успешное внедрение интегрированного подхода обучения, итоговая оценка в транскрипте выставляется отдельно по дисциплинам, что противоречит или усложняет принцип данного подхода. Основными разработчиками и исполнителями интегрированного обучения и оценивания являются преподаватели базовых дисциплин, которые испытывают трудности в согласовании доли своих дисциплин во вкладе в доклиническое обучение, потому что им до сих пор трудно отойти от традиционного дисциплинарного подхода. Для успешной интеграции необходимо обоюдное желание преподавателей фундаментальных и клинических наук для совместного усилия в планировании. Интегрированное оценивание базовых дисциплин путем ОСКЭ в МУК было внедрено с 2012 года и на протяжении 10 лет произошли существенные изменения. За последние 5 лет ОСКЭ на 3 курсе стала лучшей версией. В новой версии образовательной программы по специальности «Общая медицина» от 2019 года на основе модульного подхода были интегрированы все базовые дисциплины в следующие модули: структурные основы жизнедеятельности, движение и поддержка (скелетно-мышечная система), контроль и регуляция (нервная система, органы чувств и эндокринная система), обмен с окружающей средой (респираторная, пищеварительная, мочеполовая системы, метаболизм и энергетика), жидкость и транспорт (сердечно-сосудистая , лимфатическая и иммунная система), продолжение жизни (репродуктивная система и генетика). Оценка конечных результатов достижения данного подхода обучения легла в основу интегрированного объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ-3) и проводится по завершению 3 курса. Чек-лист включает критерии по оценке знаний и умений по 8 фундаментальным дисциплинам, коммуникативным навыкам и командной работе. Все студенты были удовлетворены ОСКЭ-3, так как снижается психологическая нагрузка на студентов и созданы комфортные условия для демонстрации знаний и умений на итоговом контроле. Предметом данного исследования явилась оценка экзаменаторов по организации ОСКЭ на 3 курсе.

Цель

Оценка эффективности интегрированного объективного структурированного клинического экзамена на 3 курсе экзаменаторами.

Материалы и методы

Материалами послужили результаты анкетирования 44 экзаменаторов, которые участвовали на ОСКЭ 3 курса с 2017 по 2022 годы.

Результаты

В анкетировании принимали участие 44 преподавателя кафедр фундаментальных наук, из них 90,9% более 2 лет участвовали в качестве экзаменатора на ОСКЭ-3, а 4 (9,1%) экзаменатора участвовали впервые. Анализ результатов анкетирования экзаменаторов интегрированного ОСКЭ на 3 курсе специальности «Общая медицина» показал, что на вопрос о качестве проведения ОСКЭ 63,6% экзаменаторов отметили высокий уровень и 25% - самый высокий уровень организации экзамена. Для оценивания на ОСКЭ-3 используется электронный чек-лист, который заполняется с помощью компьютерного планшета и 90,9% экзаменаторов высоко отметили удобство заполнения чек-листа, а 9,1% составили экзаменаторы более старшего возраста, которые затруднялись применять гаджет. Качество заданий на станциях было отмечено у 31,8% как «высоко», 47,7% - «хорошо», 18,2% - «удовлетворительно» и 1 (2,3%) экзаменатор выразил неудовлетворенность. Среди положительных сторон ОСКЭ экзаменаторы отметили следующее: «студент охватывает в разборе все 8 дисциплин, развивается последовательность мышления от нормы до патологии, у студента развиваются коммуникативные навыки»; «студенты работают в паре, что для практики будущего врача имеет огромное значение. Это учит их работать в команде и слушать мнение друг друга. На одной станции студенты имеют возможность оценить свои знания по 8 дисциплинам, учитывая, что они учатся по модулям и это очень удобно»; «экономия времени; возможность оценивания нескольких дисциплин одновременно»; «снижение психологической нагрузки на студента. Более полная интеграция по сравнению с предыдущим годом»; «вертикальная интеграция, объективность, компетентность студентов по основным модулям». И тем не менее, при анкетировании была возможность выявить слабые стороны ОСКЭ для дальнейшего улучшения: «требуется корректное оформление презентации, информации для экзаменатора, необходима работа со стандартизированными пациентами»; «увеличить время на обдумывание, не перебивать, правильно оценивать»; «продолжить интегрированный итоговый контроль практических навыков и теоретических знаний студентов 3 курса с использованием ОСКЭ»; «во время проведения ОСКЭ не привлекать сотрудников к другим видам работы, выделить с каждой кафедры ответственное лицо за проведение инструктажа по проведению ОСКЭ».

Обсуждение

Десятилетний опыт медицинского университета Караганды в проведении интегрированного ОСКЭ показала свою эффективность и удовлетворенность всех участников данного формата экзамена. Интеграция включает 8 фундаментальных дисциплин, объединены в модули и отличается от классического дизайна обучения. Критерии оценивания составляют необходимые компетенции соответствующего уровня обучения, включая коммуникативные навыки и работу в команде.

Выводы

Таким образом, по мнению экзаменаторов опыт интегрированной оценки студентов 3 курса по фундаментальным наукам позволяет определить уровень знаний и умений за пройденный этап обучения и готовность перехода на следующий этап обучения с определением потребности обучающихся и пробелов в знаниях, при этом данная оценка надежная и объективная и снижает психологическую нагрузку как на студентов , так и на экзаменаторов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: