Автор(ы): О.В. Галиулина, Саитгалеева А.С.
Город: Тюмень
Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России
Актуальность
Медицинским работникам отводится особая роль в предоставлении качественной медицинской помощи пациентам с различными заболеваниями. Особую значимость приобретают коммуникативные компетенции медицинского персонала, которые улучшают качество медицинской помощи и повышают уровень взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. Медицинский персонал демонстрирует свои профессиональные качества на всех этапах лечения, поэтому удовлетворенность пациента, его эмоциональный настрой, во многом будут способствовать выздоровлению [1]. Прямое общение между медицинским работником и пациентом, выстроенное на правильных коммуникативных компетенциях, имеет очень значимый характер и является неотъемлемой частью в лечении больного, особенно онкологического профиля. Поэтому развитие правильных коммуникативных компетенций, их применение в повседневной работе медицинской команды во многом определяет комплаентность пациентов к лечению и выздоровлению
Цель
Выявить потребности и сложности в общении медицинских работников и пациентов онкологического профиля.
Материалы и методы
В исследовании применены теоретический, аналитический и статистический методы. Проведено социологическое исследование на основании анонимного анкетирования медицинского персонала (врач, медицинская сестра, младший медицинский персонал) Областного онкологического диспансера г.Тюмени. Полученные данные были структурированы и анализированы.
Результаты
Результаты проведенного пилотного исследования на предмет владения коммуникативными компетенциями медицинского персонала показывают, что осуществление медицинской деятельности с пациентами онкологического профиля, требуют большего ухода, внимания, уровня субъективного контроля в процессе общения с ними. 66% респондентов считают, этической основой профессиональной деятельности медицинского работника с этой группой пациентов является принцип «не навреди», соответственно 64% указывают на «милосердие» и 57% на «гуманность». Европейское бюро ВОЗ в своих рабочих документах определила, наиболее важные компетенции, которыми должен обладать медицинский персонал для предоставления комплексных медицинских услуг, ориентированных на нужды людей [2]. Анализируя полученные данные, мы выявили, что защиту интересов пациента, а именно: «Поддерживаете Вы пациентов и членов их семей (при необходимости) в принятии решений, связанных с медицинским обслуживанием» 28% отметили, что никогда этого не делают, а 51% ответили утвердительно и 21% делают изредка. Знакомят пациентов с их правами на получение безопасной, высококачественной, доступной медицинской и социальной помощи, в том числе с правовыми инструментами 59% опрошенных всегда выполняют эту компетенцию, 21% никогда этого не делают, 20% информируют изредка. Просвещают пациентов об их правах на медицинскую помощь и о льготах, положенных им в связи с заболеванием 60% опрошенных, не занимаются этим 28% и 12% делают лишь изредка. Следующий блок вопросов, который нас интересовал – это полноценное общение с пациентом, медицинский персонал, работающий с этими пациентами, часто имеет пониженный уровень эмпатии. Так, умеют активно и сочувственно слушать, и сообщать информацию пациентам об их здоровье и с их согласия 72% дали утвердительный ответ, 15% респондентов ответили отрицательно и у 13% это получается не всегда. Очень важно общаться с пациентами на понятном им языке, без употребления профессиональной лексики, так на вопрос, сообщаете информацию пациентам без использования профессионального жаргона и каких-либо моральных оценок. В понятной форме доводите до сведения пациентам в том числе и варианты плана помощи им утвердительно ответили 66%, 44% делают это иногда, или вообще не делают. Выбирают стиль общения с пациентами, который учитывает влияние состояния здоровья пациентов на их способность усваивать и понимать информацию. Добиваются полноты потока информации и обмена информацией между пациентами и их родственниками (если необходимо), членами медицинской команды утвердительный ответ дали 83% опрошенных. Блок вопросов касающихся коммуникаций в общении в составе медицинской бригады позволил сделать вывод, что большинство опрошенных респондентов, а именно 84% считают профессиональное общение должно четко определять и поддерживать роли и обязанности всех членов медицинской бригады, необходимо быстро и без каких-либо обид разрешать разногласия или конфликты в работе, проявлять практичность, гибкость и способность к адаптации в процессе оказания медицинской помощи. Следующий блок вопросов касался самооценки медицинских работников приобщении с пациентами, так 60% опрошенных считают, что доступно объясняют пациентам о назначенных медикаментах, которые им следовало принимать дома после выписки из стационара или окончания визита к врачу, 20% считают, что пациенты не нуждаются в объяснениях. 50% опрошенных информируют пациентов и их родственников о возможных побочных эффектах назначенных медикаментов, требующих особого внимания, а соответственно 27% и 23% не информируют или делают это изредка. Разбираются в проблемах пациента при наличии у них тревоги относительно своего здоровья 53% опрошенных, делают это изредка 30%, остальные ответили отрицательно. Таким образом полученные данные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы.
Выводы
Профессиональные качества медицинского персонала, построенные на правильном взаимодействие между всеми участниками лечебного процесса, улучшат показатели здоровья пациентов их приверженность к лечению. можно добиться, если уделять должное внимание пациентам, их семьям и сообществам. Такие качества, как сочувствие, доброта, готовность всегда прийти на помощь, объяснить методику лечения являются важнейшими компетенциями и навыками медицинского персонала и позволяют настроить общение с пациентом и его родственниками, тем самым обеспечить более легкое течение болезни и скорейшее выздоровление больного. Обладание этими навыками и компетенциями значительно улучшить взаимодействие медицинского персонала и пациентов.
Ольга Галиулина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.