Автор(ы): Д.Е. Боев, А.В. Подопригора, А.А. Чурсин, И.А. Ловчикова, С.Н. Боев, О.С. Сергеева, О.П. Сахарова.
Город: Воронеж
Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Актуальность
Кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко постоянно проводит работу по совершенствованию обучения первой помощи и экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. К сожалению, можно констатировать то факт, что до сих пор недостаточное внимание уделяется обучению первой помощи в различных учреждениях. Часто обучение проводится по устаревшим учебным пособиям, не соответствующим Приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183). Подход к обучению часто формальный, недостаточное внимание уделяется практическим навыкам. А в нынешней социально-политической ситуации владение навыками первой помощи и формирование эффективной спасательной цепочки является, как никогда, актуальным.
Цель
Популяризация и систематизация обучения первой помощи и экстренной медицинской помощи на всех этапах в соответствии с действующим законодательством. Более активное внедрение технологий симуляционного обучения, так как только такое обучение способствует правильному формированию практических умений и навыков.
Материалы и методы
При организации образовательного процесса, начиная со школы, нужно привести к единым стандартам учебные пособия, что необходимо для соблюдения преемственности при оказании помощи пострадавшим и для эффективной работы всей "спасательной цепочки" - от очевидцев происшествия до специализированной помощи. Во многих зарубежных странах стало нормой изучение алгоритмов тактической медицины. В качестве примера можно привести алгоритм MARCH, разработанный для оказания помощи в военных условиях. В этот алгоритм включены последовательные действия оказания помощи, как первой, так и доврачебной. Изучение данного алгоритма является обязательным для всех военнослужащих, а так же, в расширенном объеме, для всего войскового звена медицинской службы. В нашей стране также проводится подобная работа. Так в 2022 году внесены поправки в 31 статью Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Но, к сожалению, за пределами медицинских учебных заведений, достойное обучение первой помощи проводится только силами отдельных энтузиастов. Надо сказать, что и интерес к обучению первой помощи у граждан просыпается только тогда, когда сами они попадают в чрезвычайную ситуацию. Поэтому одной из задач, мы считаем популяризацию знаний о первой помощи и повышение мотивации населения к овладению навыками первой помощи. Для решения этой задачи необходимо выпускать больше учебных материалов, использовать возможности СМИ, сети интернет, социальную рекламу.
Результаты
Кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко постоянно проводит работу по популяризации знаний по первой помощи и экстренной медицине. Мы постоянно проводим профориентационную работу со школьниками. На встречах с учащимися старших классов мы рассказываем о важности обучения первой помощи, об особенностях работы медицинского персонала. Организуем и проводим викторины, олимпиады и соревнования по первой помощи. Работа ведется не только в Воронеже и области, но и в соседних областях, например Липецкой и Курской.
Так же проводится обучение первой помощи учителей. В этом году кафедрой симуляционного обучения организованы и проведены занятия по первой помощи для преподавательского состава всех средних образовательных учреждений Новохоперского района Воронежской области.
В настоящее время готовится к изданию учебное пособие, где мы постарались отразить все самые современные подходы к оказанию первой помощи. На кафедре организована студенческая команда «REANIME», которая постоянно принимает участие в различных соревнованиях и форумах, посвященных экстренной медицине.
В 2022 году, при участии кафедры симуляционного обучения, организованы и проведены первые областные соревнования «Спасательная цепочка» по оказанию экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе для сотрудников служб экстренного реагирования. В соревнованиях приняли участие команды медицины катастроф и команды станций скорой медицинской помощи воронежской области. Сотрудники кафедры выступили в роли независимого жюри.
В этом году наша кафедра приняла участие в работе над пилотным проектом по внедрению вопросов первой помощи для первичной специализированной аккредитации.
Выводы
Работа кафедры симуляционного обучения по систематизации оказания экстренной помощи пострадавшим на различных этапах, а так же по популяризации медицинских знаний среди населения проводится постоянно и плодотворно. Но только работы медицинских образовательных учреждений недостаточно. Необходимо формирование на государственном уровне системы обучения первой помощи и экстренной медицине по единым стандартам. Необходимо повышать мотивацию населения к овладению знаниями, умениями и навыками первой помощи.
Александр Чурсин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.