Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Значение мотивационной составляющей в освоении основ коммуникационных взаимоотношений «врач-пациент»

Значение мотивационной составляющей в освоении основ коммуникационных взаимоотношений «врач-пациент»

Автор(ы): Булатов С.А.,Харисова Э.Х.

Город: Казань

Учреждение: Казанский государственный медицинский университет

Актуальность

В настоящее время, в высшем медицинском образовании уделяется особое внимание обучению студентов принципам профессионального общения с пациентами. К сожалению, прагматичный подход к этому со стороны страховой медицины ограничивает и без того скромные возможности преподавателей клинических кафедр по предоставлению обучающимся достаточно времени на работу с реальными пациентами. На освоение данной компетенции, начиная с первого курса, отводится достаточно большое количество часов, однако, результат можно считать лишь «удовлетворительным» (Светлякова О.А., 2014г.) При этом, единого подхода к методике обучения студентов коммуникативным навыкам на данный момент не выработано. По мнению ряда отечественных и зарубежных авторов (Герасименко С.Л., 2009г., Кондратова Н.В., 2011г., Deveugele M., 2016г., Brouwers M, Custers J, и др., 2019г.) в основе должен быть максимально персонализированный подход в подготовке будущих специалистов с созданием стереотипа вербального инструмента в конкретной ситуации. Внедрение Калгари-Кембриджской системы, как алгоритма взаимодействия врача и пациента, значительно упростило и систематизировало подходы к обучению в вузе. Вместе с тем, набор сухих рекомендаций, не подкрепленных практикой, не позволяет сформировать навык.

Цель

Разработка методики обучения студентов коммуникационным навыкам взаимодействия с пациентом на основе игрового подхода и повышения мотивационной составляющей в изучении Калгари-Кембриджской системы.

Материалы и методы

Нам представляются уникальными возможности методики «стандартизированный пациент». На 4-м курсе обучения в Казанском ГМУ студенты лечебного и педиатрического факультетов проходят тренинговый курс в объеме 36 часов, основу которого составляет работа с пациентами-актерами по методике «стандартизированный пациент». Пациентам-актерам была поставлена задача, во время первой встречи со студентами, демонстрировать выражение эмоций, которые наиболее часто встречаются в реальной жизни у больного человека: гнев, раздражительность, обида, недоверие, нигилизм. Студенты, без предварительной подготовки, оказывались в сложной, эмоционально напряженной ситуации и подвергались психологическому прессингу со стороны пациентов в течении 10 минут. Все студенты, участники данного эксперимента, были разделены на 2 группы: одна встречалась с психологическими проблемами общения с пациентом, вторая подобных проблем не имела. Для оценки коммуникативных умений студентов были использованы тесты в 3 точках – после занятия занятий, в конце цикла и через 3 месяца. Для оценки выживания практических умений мы использовали стандартные положения Калгари-Кембриджской системы.

Результаты

Оценивали результат взаимодействия внешние эксперты и пациенты-актеры. Положительным считался результат если студенту удавалось в течении 5-7 минут перейти к «профессиональным» вопросам: сбору анамнеза, объективному обследованию пациента. Негативным считался результат если обучаемый демонстрировал в ответ негативные эмоции, молчал, обращался за помощью к преподавателю или покидал рабочее место и прекращал общение с пациентом. Во второй половине занятия проводилось обсуждение каждой ситуации с выработкой практических рекомендаций по ее преодолению

Обсуждение

По результатам анализа ответов студентов было выявлено, что усвоение положений Калгари–Кембриджской системы было выше в группе с «психологическим стрессом». По мнению пациентов-актеров, студенты этой группы более активно пользовались приемами активного взаимодействия: открытые и закрытые вопросы, поза, уточняющие вопросы, демонстрирование эмпатии к собеседнику. Был проведен опрос студентов о впечатлениях от проведенного тренингового курса. Многих студентов (83%) привлекла возможность встречи с эмоциями пациентов и последующий разбор ситуации с выработкой практических рекомендаций по преодолению сложных психологических ситуаций..

Выводы

Введение эмоциональной составляющей в игру пациента-актера, с последующим разбором ситуации с преподавателем, повышает заинтересованность и мотивацию студентов к углубленному изучению Калгари-Кембриджской системы как основы коммуникации врач-пациент.

Тема: Коммуникативные навыки
Сергей Булатов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: