Ретренинг в симуляционном обучении

Автор(ы): Н.А.Невская, З.А.Плотоненко, О.А Сенькевич

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России

Актуальность

В настоящее время в медицинском образовании накоплен достаточно большой педагогический опыт, как зарубежный, так и отечественный, подтверждающий бесспорную эффективность симуляционного обучения. Многочисленными работами продемонстрирована необходимость и эффективность повторных тренингов для сохранения жизнеспособности профессиональных навыков на протяжении всей трудовой жизни медицинского специалиста. Однако отсутствуют единые методологические подходы и нормативы, регламентирующие периодичность повторных тренингов применимо к каждой специальности, к каждой отдельно взятой практической манипуляции.
Каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает рабочие программы дисциплин (ПК ДПО). При этом, как правило, реализуется «усредненный» подход, не учитывающий ряд факторов, таких как особенность специализации лечебных учреждений, в которых трудоустроены обучающиеся; локальные нормативные акты; частота применения навыка в профессиональной деятельности и др. Отдельного внимания требует формирование образовательной траектории в рамках непрерывного медицинского образования, делегированного на самостоятельный выбор медицинским специалистам. В результате чего у части специалистов ряд мануальных практических навыков остается не проработанным в течение 5 лет формирования портфолио.

Цель

Оценка владения профессиональными навыками и качества их воспроизводства в практической работе медицинских специалистов, проходящих регулярное симуляционно-тренинговое обучение в ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России.

Материалы и методы

Проанализирована эффективность циклов повышения квалификации с интегрированным симуляционным обучением в части формирования и сохранения жизнеспособности профессиональных навыков медицинских специалистов, реализуемых в Федеральном аккредитационном центре ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России (далее – ФАЦ ДВГМУ) за период работы 2012-2022 гг по ряду специальностей. Проанализированы индивидуальные образовательные траектории медицинских специалистов в рамках НМО и владение профессиональными компетенциями.
С 2012 года в ФАЦ ДВГМУ реализуется регулярное обучение сотрудников родовспомогательных учреждений Хабаровского края на циклах ПК, с 2017 года циклы сгенерированы в единую «Комплексную образовательную программу снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края».
Для реализации цели исследования был разработан опросник с множественным выбором вариантов ответов по вопросам владения профессиональными компетенциями и их применению в практической деятельности. Методом сплошной выборки был проведен опрос сотрудников РВУ Хабаровского края в 2017 году (214 человек) и в 2022 году (105 человек).
Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке. Вычисляли: средний показатель (М), ошибку среднего (m). Достоверность различий оценивали по t -критерию Стьюдента для независимых выборок с нормальным распределением данных. В случаях, когда распределение отличалось от нормального, применяли непараметрический критерий Манна-Уитни. Статистический анализ результатов исследования проводили с помощью ПК с использованием программы Microsoft Office Excel 2010 для Windows XP, Statistica 6,0 (Basic Statistics/Tables). Различия между группами считали достоверными при значении показателя не менее чем p<0,05.

Результаты

Среди респондентов в обеих группах преобладали врачи (70%, акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи) и только 30% был представлен средний медицинский персонал (акушерки, медсестры педиатрического профиля, анестезистки). Не выявлено достоверных различий в стаже работы между группами, но очевидно «старение» кадрового состава РВУ региона. Стаж работы по своей специальности в учреждениях родовспоможения в 2017 году минимальным был у 5% (до 1 года, 10 специалистов), а в 2022 году у 2,1% (до 1 года, 2 специалиста); в 2017 году наибольшее число анкетируемых (70%) имели стаж работы по своей специальности более 35 лет (150 специалистов), и в 2022 году - более 40 лет 76,2% (80 специалистов).
Проведенный анализ установил достоверное расширение спектра профессиональных компетенций, готовности их выполнять и увеличение частоты их применения в практической деятельности. Так, навыки реанимации новорожденных в родзале, согласно данным опроса, в практике используют больше опрошенных специалистов: 76% в 2017 году и 92% в 2022 году. Готовность к взаимозаменяемости в командной работе при проведении реанимации новорожденных в родзале в подгруппах врачей возросла в 1,5 раза, в подгруппах среднего медицинского персонала в 1,8 раз.
Анализ индивидуальных портфолио медицинских специалистов выявил несистемный подход к выбору образовательных модулей, игнорирование ряда профессиональных тем, тренингов некоторых практических навыков.

Выводы

Полученные данные демонстрируют, что регулярные ретренинги позволяют сформировать жизнеспособные профессиональные компетенции, повышают готовность их выполнять в практической деятельности. Медицинские образовательные программы требуют постоянного анализа и корректировки (в т.ч. в части периодичности повторных тренингов). Повторный аудит профессиональных компетенций обучающихся позволяет разработать оптимальный индивидуальный учебный план, в том числе в части периодичности ретренингов.
В рамках индивидуальной образовательной траектории в рамках НМО представляется эффективным провести пересмотр с разделением на обязательную и вариативную части. Это позволит реализовать системный подход к формированию компетенций у медицинских специалистов.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Нина Невская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: