Case-метод в обучении специалистов практического здравоохранения Российской Федерации

Автор(ы): Ю.И. Логвинов Ю.И., А.И.Орловская

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Современное образование работников системы здравоохранения должно быть актуальным, качественным и прицельным для конкретной дисциплины образовательного процесса, осуществляться с максимальным уклоном на практическую деятельность и вовлеченность обучающихся в реалистичность учебного процесса для удовлетворения возрастающих потребностей сферы здравоохранения. В наиболее полном объеме этим принципам отвечает организация занятий с использованием современных эффективных методов обучения, к примеру, таких как Сase-метод.
Учебно-аккредитационный центр – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы выступает как многопрофильный мультидисциплинарный центр сосредоточения лучших инновационных образовательных методик и медицинских практик, осуществляющий обучение специалистов практического здравоохранения Российской Федерации в интерактивном формате за счет смещения центра внимания с преподавателя на обучающегося, высокой эмоциональной вовлеченности и придания исследовательского характера учебному процессу.

Цель

Представление опыта применения Сase-метода в обучении специалистов практического здравоохранения РФ в рамках реализации образовательных программ МСЦ Боткинской больницы.

Материалы и методы

Многолетний опыт работы Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы демонстрирует сегодня уникальные возможности применения симуляции и самых эффективных технологий в качестве инструмента обучения (кейс-метод). Кейс (от англ. сase) – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Существуют различные подходы к пониманию кейса. В соответствии с одним из них, кейс представляет собой пакет документальных источников, содержащих информацию по конкретному случаю из профессиональной практики. Более распространенным является понимание кейса как изложения проблемной ситуации в определенной сфере деятельности.
Соответственно, решить кейс – это значит исследовать предложенную ситуацию, проанализировать, обсудить возможные варианты решения проблемы и найти оптимальное наилучшее решение. Медицинские работники в своей профессиональной деятельности решают кейсы каждый раз, когда ставят пациенту диагноз и назначают лечение.
В рамках реализации многочисленных образовательных программ МСЦ Боткинской больницы применяются различные формы представления кейса (текстовая, видео-презентация, ситуационно-моделирующая игра, комбинированная).
Учебные кейсы, применяемые в процессе обучения специалистов здравоохранения РФ, включают в себя набор клинических случаев, которые предлагаются слушателям образовательных программ для анализа и решения проблемы. Кейс, как правило, включает в себя объективные данные пациента (фото- и видео материалы осмотра пациента, комментарии лечащего врача и других специалистов, записи характерного голоса больного, результаты проведенных исследований и др.), формулировки вопросов, возникающих в процессе диагностики.
В процессе занятий слушатели МСЦ Боткинской больницы вовлечены в активную познавательную деятельность, направленную на поиск нестандартных решений кейса, что помогает как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. При разборе учебного кейса медицинского характера большое внимание уделяется коллективной работе обучающихся, распределению функций и ролей в мультидисциплинарной бригаде врачей и среднего медицинского персонала, направленных на формирование навыков командной работы и выработку наиболее оптимальных алгоритмов действий по оказанию медицинской помощи в различных клинических случаях.
Основная деятельность преподавателя, внедряющего Сase-метод в образовательный процесс, направлена на разработку индивидуальных кейсов (тщательный отбор клинических ситуаций, предназначенных для анализа) согласно установленной структуре медицинского кейса в МСЦ Боткинской больнице. Особенности создания кейса медицинского характера состоят в том, что преподавателю необходимо уделять значительное внимание вопросам патогенеза и патологической анатомии для совершенствования у слушателей клинического мышления, позволяющего оценивать состояние пациента как целостного организма, понимать причинно-следственные связи, возникающие при развитии конкретного заболевания, осваивать новые и совершенствовать имеющиеся методики постановки диагноза и назначения лечения.
Важным составляющим этапом занятия с использованием кейс-метода является рефлексия - оценка действий слушателя преподавателем (или другими слушателями) и детальное объяснение допущенных ошибок или неточностей в процессе выработки модели конкретных действий по решению проблемной ситуации.

Результаты

Использование Сase-метода в обучении предполагает интерактивный формат - интенсивное взаимодействие преподавателя и слушателей, а также слушателей в мини группах и позволяет обеспечить усвоение учебного материала на глубокой и прочной основе за счет моделирования процесса принятия решений проблемной ситуации в профессиональной деятельности, что в свою очередь гарантирует оптимальную практическую подготовленность специалиста к работе в системе современного здравоохранения.
При разработке учебного кейса важно учесть практическую направленность на основе современных профессиональных реалий для создания в последующем впечатления «реальности» обсуждаемых клинических случаев.
Преподаватели МСЦ Боткинской больницы, использующие Сase-метод в обучении, отмечают, что в результате внедрения данного метода в образовательный процесс, максимально обеспечивается индивидуализация обучения и активизация интеллектуальной деятельности слушателей, повышается самостоятельность обучающихся в образовательном процессе, устанавливается эффективная обратная связь с учебной аудиторией, что в свою очередь способствует формированию и развитию у слушателей критического мышления, исследовательской активности, навыков коммуникации и сотрудничества.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Анна Орловская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: