Объединение специалистов в области профессионального общения в медицине

Автор(ы): Васильева Е.Ю1., Грибков Д.М.2, Дьяченко Е.В.3, Шубина Л.Б.2

Город: Москва

Учреждение: 1 – Кафедра педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» 2) Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова» 3) Центр компетенций ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет»

Актуальность

Профессиональное общение в медицине – область клинического знания, активно развиваемая в отечественном медицинском образовании и поддерживаемая профессиональным сообществом, в части внедрения в профессиональный экзамен по допуску к деятельности оценивающих процедур по коммуникативной компетентности медицинских специалистов. Существенным ограничением в целенаправленной и систематической подготовке будущих работников здравоохранения навыкам профессионального общения является отсутствие согласованного подхода в профессиональном сообществе специалистов медицинского образования по вопросам методологии обучения и оценивания коммуникативной компетентности

Цель

Консолидировать специалистов в области профессионального медицинского общения и специалистов медицинского образования для согласованной проработки вопросов в области понятийно-терминологического аппарата, методологии обучения и оценивания навыков профессионального общения в медицине

Материалы и методы

В настоящий момент в составе инициативной рабочей группы по вопросам обучения профессиональному медицинскому общению состоит 59 человек, являющихся представителями различных организаций, осуществляющих как образовательную деятельность, так и оказывающих медицинскую помощь населению. Решение о создании рабочей группы было принято во время очередного Круглого стола «Модели профессионального общения в клинической практике», организованного по инициативе общероссийской общественной организации "Российское общество симуляционного обучения в медицине" (РОСОМЕД), 17 марта 2022 г. Площадкой для работы инициативной группы выступила закрытая платформа электронного обучения компании Синтомед и кафедры клинического моделирования и мануальных навыков ФФМ МГУ им. М.В.Ломоносова

Результаты

В ходе серии опросов и ряда проведенных в 2021-2022 гг. совместных мероприятий выявлено, что абсолютное большинство участников инициативной группы (93%) не считают качество подготовки студентов-медиков в области профессионального общения удовлетворительным. Возможное решение проблемы участники связывают с необходимостью разработки и реализации согласованного подхода в понимании содержания такой области знания как «профессиональное медицинское общение», подходы и методы обучения и оценивания коммуникативной компететности медицинских специалистов. Согласованный подход рассматривается как альтернатива традиционным разрозненным обучающим практикам и подходам в подготовке студентов-медиков (98%). Установлено, что «человеческий» барьер и барьеры, связанные с опытом преподавания, являются основными триггерами на пути разработки и реализации согласованного подхода в данной области клинической медицины – области навыков профессиональной медицинской коммуникации.
Работа инициативной группы была организована по проектному типу – плану мероприятий и дорожной карте их реализации. Этапы работы группы: разработка модели профессионального медицинского общения, согласование понятийно-терминологического аппарата, проектирование и разработка методических рекомендаций по формированию программ обучения и средств для педагогической оценки коммуникативной компетентности с целью дальнейшей интеграции в действующие основные образовательные программы медицинского образования всех уровней подготовки

Обсуждение

В настоящий момент в работе инициативной группы обсуждаются семь авторских оригинальных моделей профессионального общения в медицине, предложены 157 терминов, описывающих данную область знания,. Для 14 терминов, наиболее важных, по мнению участников группы, уже даны определения, которые проходят стадию обсуждения. Очевидно, что имеется большой разрыв между тем, что эксперты считают передовой практикой, и тем, что на самом деле используется в клинических условиях. Также встаёт вопрос, почему, несмотря на наличие публикаций и информации по этой теме, большинство медицинских работников и специалистов медицинского образования не принимают или не отдают приоритет коммуникации, ориентированной на пациента. Данные факты, по нашему мнению, свидетельствуют в пользу того, что согласованный подход в обучении и оценивании коммуникативной компетентности в медицинских вузах России смог бы стать определяющим условием для создания в РФ единой методологии обучения, методического сопровождения в области преподавания и оценки навыков общения, включая процедуру аккредитации специалистов, в соответствии с особенностями российского медицинского образования, практического здравоохранения, российского менталитета

Выводы

Инициатива консолидации усилий медицинских специалистов и специалистов медицинского образования по вопросу согласования позиций в понимании терминологического аппарата области «профессиональное медицинское общение», подходов и практик обучения и оценивания коммуникативной компетентности медиков – существенный шаг в выработке отечественного согласованного подхода в данной области клинического знания.
Согласованность понимания и трактования модели профессионального медицинского общения открывает возможности для разработки рекомендательных методических материалов по целенаправленному и системному формированию коммуникативной компетентности медицинских специалистов, их внедрения в образовательный процесс организаций, осуществляющих подготовку будущих врачей и медицинских сестер

Тема: Коммуникативные навыки
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: