Автор(ы): Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В., Скалыга М.А., Файнова И.А.
Город: Белгород
Учреждение: НИУ "БелГУ"
Актуальность
В последние годы разработка и внедрение медицинских стандартов является одним из ведущих направлений повышения качества в системе здравоохранения. В связи с этим большую роль приобретает умение использовать их в повседневной врачебной практике, которое должно быть полностью сформировано у выпускников медицинского института (МИ). Навык работы со стандартами и чек-листами необходим при прохождении процедуры первичной аккредитации (ПА), которая является стрессором для аккредитуемых. Поэтому изучение влияния использования инструмента бережливого производства «стандартизированная работа» при подготовке к ПА на уровень стресса является актуальным.
Цель
Цель работы - изучение влияния использования инструмента бережливого производства «стандартизированная работа» при подготовке к первичной аккредитации на уровень стресса во время ее второго этапа.
Материалы и методы
В 2021-2022 учебной году в НИУ «БелГУ» был реализован проект развития «Создание видеотеки по формированию практических навыков для подготовки выпускников МИ и ИДМиФО к первичной и первичной специализированной аккредитации», в ходе которого были созданы обучающие видеоролики формата «Видеоэталон» с использованием чек-листов второго этапа ПА и стандартов расположения оборудования. Проанкетировано 50 выпускников МИ, 25 из которых участвовали в подготовке видеороликов и стандартов (Группа 1), 25 - только использовали их при подготовке к ПА. В этих же группах проводили оценку уровня стресса по шкале от 1 до 10, уровень стресса как «высокий» определяли при наборе 7-10 баллов. Группу сравнения (n=25) составили 25 человек, проходивших процедуру ПА в 2021 году.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета программ «Statgraphics Сenturion». Для оценки достоверности различий применяли метод Стьюдента и метод углового преобразования Фишера, для оценки влияния использования стандартов при подготовке к первичной аккредитации на уровень стресса во время ее второго этапа – отношение шансов (ОШ).
Результаты
Установлено, что большинство опрошенных в обеих группах говорили о пользе при подготовке к первичной аккредитации как видеостандартов (88%), так и стандартов расположения оборудования (84%), при этом 96% считали, что видеостандарты значительно сократили время подготовки к ПА.
Представители Группы 1 достоверно чаще использовали видеостандарты непосредственно в Аккредитационно-симуляционном центре, чем участники Группы 2 (88,0% против 30,8%, Рφ <0,01). Расчет величины отношения шансов показал, что участие в создании видеостандартов в 24 раз снижает вероятность развития высокого ровня стресса во время второго этапа ПА, а работа с видеостандартами при подготовке к ПА в 8,5 раз.
Обсуждение
Результатами использования видеостандартов и стандартов оснащения станций при подготовке к ПА явились снижение уровня стресса во время данной процедуры и сокращение времени подготовки. Наиболее редко высокий уровень стресса был у выпускников МИ, участвующих в создании видеороликов, так как их формат «Видеоэталон» требовал умения демонстрации навыка на камеру без единой ошибки с учетом временных ограничений, давал возможность самопроверки и понимание, как можно наиболее наглядно навык продемонстрировать. Снижал вероятность развития высокого уровня стресса и просмотр видеороликов во время подготовки к ПА. При этом следует отметить, что видеоролики по навыкам выполнения БСЛР и ВИ были менее востребованы по сравнению с другими сценариями, особенно по сравнению с навыками оказания ЭМП. С нашей точки зрения, это может быть следствием того, что навыки выполнения БСЛР и ВИ, студенты неоднократно выполняли во время олимпиад и конкурсов, получения допуска к медицинской (сестринской) деятельности. Высокая оценка стандартов расположения оборудования и инструмента «стандартизированная работа» дает возможность предположить дальнейшую заинтересованность выпускников МИ в применении инструментов бережливого производства уже на рабочих местах.
Выводы
Результаты исследования свидетельствовали об актуальности и результативности использования видеостандартов и стандартов оснащения станций при подготовке выпускников медицинского института к первичной аккредитации и показали перспективность тиражирования опыта для подготовки к первичной и первичной специализированной аккредитации выпускников медицинских колледжей.
Авторы: Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В., Скалыга М.А. – НИУ «БелГУ», Файнова И.А. – ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа»
Андрей Нагорный
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.