Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Использование аппаратно-программного комплекса с системой визуализации анатомии человека в подготовке врача-рентгенолога

Использование аппаратно-программного комплекса с системой визуализации анатомии человека в подготовке врача-рентгенолога

Автор(ы): Назарова Е.А.¹, Данилова К.А.², Ивашкина Е.В.³, Новоселов К.В.²

Город: Ижевск

Учреждение: ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ, Удмуртская Республика

Актуальность

В настоящее время стандарты обучения по специальности "рентгенология" помогают в формировании основных трудовых функции. Особенностями работы специалистов являются: проведение и интерпретация рентгенологических исследований (в том числе магнитно- резонансно-томографических исследований); организация и проведение исследований, медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, диспансеризации, диспансерного наблюдения; оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме.
Несмотря на то, что рентгенография, КТ и МРТ являются высокотехнологичными методами исследования и считаются объективными, результат исследования прежде всего зависит от компетентности врача-рентгенолога.
Помимо того, что врачу-рентгенологу необходимо визуально уловить патологические изменения, также важно интерпретировать увиденное в соответствии с клинической картиной, а также точно указать локализацию и распространенность патологического процесса, выявить общие и специфические признаки наиболее частых заболеваний. Для того, чтобы увидеть патологию необходимо четко представлять норму и варианты развития, а также определить объем дополнительных исследований по результатам рентгенологического исследования.
При изучении анатомии в лучевом изображении возникает ряд трудностей. При классической рентгенологии это явления субтракции и суперпозиции: когда объемный объект, переходя в плоскостное изображение, образует взаимное наложение теней от органов и тканей. Например, передние отрезки ребер накладываются на задние, сосуды пересекаются со склерозированными бронхами, тенями от мягких тканей и т.д. При этом неопытному рентгенологу определяется картина очаговых образований, воздушных кист и абсцессов. Или напротив, тень сердца закрывает собой реально существующее образование в левом легком. Возникает вероятность 3-х типичных ошибок врача-рентгенолога: гипердиагностика, гиподиагностика, неточная локализация процесса.

Цель

Цель исследования: разработать и внедрить модуль симуляционного обучения для врачей рентгенологов с применением аппаратно-программного комплекса анатомии "Вивед" и оценить её эффективность.

Материалы и методы

Материалы и методы исследования: Наиболее часто лучевому исследованию в клинике подвергаются органы грудной клетки. Для эффективного изучения рентген-анатомии органов грудной клетки был разработан модуль симуляционного обучения с использованием аппаратно-программного комплекса "Вивед". Модуль разработан в соответствии с компонентами симуляционного обучения, включающие в себя: входной тест; ознакомительная презентация; симуляционное обучение; заключительный тест-контроль.Входной тест и заключительный тест-контроль состояли из 30 вопросов, представляющие из себя реальные клинические задачи в лучевой диагностике. Для чистоты эксперимента заключительный тест был несколько изменен по форме, отображая прежнюю суть вопросов. Модуль был разработан для целевой аудитории: лица, получающих высшее образование по основным образовательным программам (уровень ординатуры), лица, получающих дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки.
Модуль симуляционного обучения "Лучевая диагностика органов грудной клетки" была предложена ординаторам по специальности "Рентгенология" 1года обучения (9 человек), 2 года обучения (9человек), лицам, проходившим профессиональную переподготовку (7 человек), а также в режиме эксперимента студентам 3 курса лечебного факультета (50 человек).
Симуляционное обучение с использованием аппаратно-программного комплекса представляет собой реальные рентгенограммы и КТ сканы с поставленными конкретными задачами перед обучающимися: назвать указанный анатомический объект, описать локализацию патологического процесса.

Результаты

Результаты и их обсуждение:
Средний возраст анкетируемых оставил 28,7 лет. На момент исследования большинство респондентов 96 % испытывали положительные эмоции от подготовки с использованием новых методов обучения. Большинство анкетируемых 84 % считали, что данный обучающий модуль расширяет кругозор и дает необходимые знания для выявления признаков наиболее частых заболеваний. В ходе анкетирования выявлено, что подготовка с использованием системы визуализации (89 % опрошенных) позволяет увидеть патологию, представлять норму.
Результаты входного теста, включающий вопросы анатомии нормы и патологии, показали устойчивые знания: 53 % ординатора первого года обучения, 67 % второго года обучения, практикующие врачи – 50 %, студенты 3 курса - 45 %. При прохождении заключительного тест-контроля обучающие показали следующий уровень знаний: ординаторы 1-ого года: 90 %;
ординаторы 2-ого года: 98 %; лица, получающие образование по программе переподготовки: 95 %; студенты педиатрического факультета: 87 %.
Удовлетворенность подготовкой на обучающем модуле «Лучевая диагностика органов грудной клетки» и высокая положительная оценка полученными знаниями с применением системы визуализации аппаратно-программного комплекса «Вивед» получена у 91% опрошенных.

Выводы

Вывод:При использовании аппаратно-программного комплекса «Вивед» формируется представление о пространственном расположении сегментов легких. Система визуализации анатомии человека в трехмерном формате наглядно демонстрирует все внутренние структуры. Благодаря специальному виртуальному устройствупользователь может управлять изображением: поворачивать его, сегментировать, выбирать другое изображение. Модуль симуляционного обучения "Лучевая диагностика органов грудной клетки" позволяет существенно улучшить эффективность обучения по специальности "Рентгенология", создает прочную основу для приобретения последующих навыков, позволяет осуществлять контроль уровня знаний, может быть использована в преподавании кафедрами: анатомии человека, топографической анатомии, патологической анатомии, хирургических кафедр.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Ксения Данилова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: