Автор(ы): Горох О.В.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет
Актуальность
Одним из главных показателей качества подготовки специалиста медицинского профиля остается степень его практической компетентности. На рынке медицинских услуг при выборе специалиста предпочтение отдается кандидатам, показывающим высокую степень практической подготовки на фоне добротных теоретических знаний, умеющим работать в команде и способным к лидерству. Именно поэтому перед образовательными организациями ставится вопрос высококачественной подготовки специалистов с позиций компетентности, системности, непрерывности и практической ориентированности обучения. Отчетливо определяется недостаточность качественного обучения, которое в основном носит теоретический характер с оценочными методами в виде тестов и собеседования по основным темам дисциплин. Возникает необходимость не только и не столько углубления знаний по специальности, сколько развитие и совершенствование практических навыков. Основой практической подготовки безусловно зарекомендовало себя симуляционное обучение, которое в освоении ряда специальностей является незаменимым направлением практико-ориентированного обучения. Именно симуляционные технологии позволяют гарантированно освоить, развить и совершенствовать те или иные практические навыки. Актуальным является не только первичное освоение навыка, а именно его развитие на разных этапах обучения и разных уровнях сложности.
Цель
поиск методических подходов повышения роли симуляционных технологий в практико-ориентированном обучении, основанных на принципах приоритетности, самостоятельности, элективности и индивидуальном подходе к обучению, с обязательной востребованностью результатов обучения практической деятельностью обучающихся.
Результаты
В Приволжском исследовательском медицинском университете разработана учебная программа сквозного симуляционного обучения по специальности анестезиология и реаниматология «Практическая подготовка по анестезиологии-реаниматологии и неотложной медицинской помощи». В основу программы положен принцип системности и непрерывности обучения с использованием симуляционых технологий и их сочетания с клиническими формами обучения, дающими возможность формирования индивидуальных траекторий с учетом, в том числе психологических факторов обучения. Программа реализуется путем проведения симуляционных занятий на различных уровнях обучения в объеме 72 часов. По программе обучаются студенты 1-6 курса специалитета, клинические ординаторы 1-2 года обучения по специальности анестезиология и реаниматология. Для реализации программы создан факультатив «Академия АиР», предусматривающий 4 уровня обучения.
Уровень обучения I: специалитет, 1-2 курс
«Навыки оказания первой помощи», работа в команде
Уровень обучения II: специалитет, 3-4 курс
«Первая врачебная помощь (основы анестезиологии, реаниматологии и неотложной помощи)», работа в команде, формирование лидерских качеств
Уровень обучения III: специалитет, 5-6 курс, ординатура 1 курс
«Базовые навыки анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии, неотложной медицинской помощи», работа в команде, формирование лидерских качеств
Уровень обучения IV: специалитет 6 курс (выбравшие специальность анестезиология-реаниматология), ординатура 1-2 курс по специальности А-Р
«Специальные профессиональные практические навыки по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии», использование высокореалистичной симуляции, командного тренинга, формирования профессионального лидерства.
Факультатив внесен в учебный план университета.
Выводы
Разработанный методический подход в виде симуляционного практико-ориентированного сквозного обучения по специальности позволяет сформировать устойчивые практические навыки, повысить уровень самостоятельного освоения универсальных практических навыков в симулированных условиях, формировать индивидуальные траектории обучения и осуществлять преемственность сложности освоения практических навыков на 4 уровнях обучения.
Данный формат симуляционного обучения предусматривает возможность расширения тематического плана занятий за счет включения модулей по различным специальностям для формирования специальных практических навыков.
Реализация программы симуляционного обучения в рамках факультатива дает реальную возможность внедрения симуляционных циклов/курсов в учебные планы образовательной организации.
Именно сквозное освоение практических навыков в симулироанных условиях через весь срок обучения с соблюдением принципа спиральности способствует формированию устойчивых практических навыков, и тем самым способствует повышению уровня профессиональной компетентности и личностного рейтинга выпускника вуза в практическом здравоохранении.
Ольга Горох
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.