Автор(ы): Лапик С.В.
Город: Тюмень
Учреждение: ФГГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России
Актуальность
Процедура допуска студентов к деятельности в качестве среднего медицинского персонала в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 27.06. 2016 г. N 419-н с последующим их трудоустройством как в стационары, так и в первичное звено здравоохранения, прежде всего в медицинские организации амбулаторно-поликлинического профиля, является одним из ключевых факторов восполнения дефицита кадров среднего медицинского персонала в системе здравоохранения Тюменского региолна.
Цель
Анализируются итоги 10-летней работы комиссии по допуску к работе в качестве среднего медицинского персонала в Тюменском ГМУ , определяются проблемы и перспективы ее деятельности.
Материалы и методы
Федеральные и локальные нормативные и распорядительные документы по организации работы комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, отчеты комиссии Тюменского ГМУ за десять лет
Результаты
Процедура экзамена по допуску к работе на должностях среднего медицинского персонала аналогична процедуре первичной аккредитации и включает в себя тестирование, выполнение манипуляций и процедур сестринской деятельности на фантомах и муляжах, а также собеседование по организации работы специалиста сестринского дела в клинических условиях. Все соискатели должны продемонстрировать комиссии умения коммуницировать с пациентами, соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, оказания доврачебной медицинской помощи.
Первый этап –это тестирование , которое в течение двух последних лет проводится с использованием электронной информационно-образовательной среды Тюменского ГМУ, в банке тестов более 2,5 тыс. вопросов. Мы не используем , как некоторые другие вузы опцию тренировочного тестирования первичной аккредитации, т.к. считаем, что нельзя приравнивать университетскую подготовку студентов в рамках осваиваемых ими универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций , позволяющих осуществлять им деятельность в качестве среднего медицинского персонала к подготовке специалистов сестринского дела в медицинском колледже. Однако при разработке фондов оценочных средств комиссии мы однозначно учитываем трудовые функции профессионального стандарта медицинской сестры/ медицинского брата и действующих нормативных и распорядительных документов. Все это диктует нам необходимость ежегодного обновления фондов оценочных средств к экзамену по допуску к деятельности на должностях среднего медицинского персонала.
Обсуждение
Подавляющее большинство соискателей сдают экзамен с первого раза, но есть небольшой процент, который допускается со второй и третьей попыток, после получения дополнительной симуляционной и клинической практики. Лучшие результаты показывают обучающиеся по специальностям лечебное дело, педиатрия, сестринское дело, хуже-будущие стоматологи. В связи с чем методический совет по стоматологии принял решение о включении в учебный план на первом курсе такой дисциплины, как сестринское дело в стоматологии, что улучшит симуляционную подготовку студентов и этой образовательной программы.Еще одним значимым трендом стала успешная сдача экзамена по допуску к работе на должностях среднего медицинского персонала иностранными студентами из Египта, Индии, Колумбии, Мозамбика, которые демонстрируют не только хорошее владение манипуляционной техникой, но и знание вопросов санитарно-эпидемиологического и лечебно-охранительного режимов.Для формирования компетенций, включающих современные знания, умения и владения по медицинскому уходу, определенные требованиями ФГОС высшего образования по медицинским специальностям целесообразно преподавание дисциплин по манипуляционной технике (общему уходу, сестринскому делу для врачей, манипуляционной технике- возможны разные названия) [4] в интеграции с учебными и производственными практиками в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала осуществлять на профильных кафедрах сестринского дела, обладающих соответствующим кадровым и материально-техническим потенциалом, которые открыты в большинстве медицинских вузов.Из проблем до сих пор остается открытым вопрос о дальнейшей профессионально-образовательной траектории тех лиц, кто по тем или иным причинам продолжает свою работу в качестве среднего медицинского персонала по истечению пятилетнего срока допуска, а также по допуску лиц, получивших или не завершивших медицинское образование в иностранных государствах. В настоящее время идет активное обсуждение профессиональным сообществом проекта нового варианта приказа по допуску к работе на должностях среднего медицинского персонала, будем надеяться, что данные нормативные коллизии в новом приказе будут устранены.
Выводы
Опыт кафедры теории и практики сестринского дела Тюменского ГМУ по преподаванию дисциплины Сестринское дело для врачей в сочетании с освоением компетенций на симуляционных и производственных практиках обеспечивает успешную сдачу экзамена по допуску в среднем 85% соискателей независимой комиссии, в состав которой входят как преподаватели кафедры теории и практики сестринского дела, так и потенциальные работодатели - руководители сестринских служб медицинских организаций г. Тюмени, что позволило нашему региону, а также Курганской области привлечь к работе в поликлиниках, на скорой помощи, в моноинфекционных госпиталях студентов Тюменского ГМУ в непростой период пандемии коронавирусной инфекции .
Светлана Лапик
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.