«Виртуальный пациент» как способ формирования клинического мышления

Автор(ы): Юдаева Ю.А., Негодяева О.А., Куланина А.В.

Город: Оренбург

Учреждение: ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России

Актуальность

Одним из современных направлений в педагогике является использование различных электронных технологий. В высшем медицинском образовании сегодня это очень актуальное направление. В последнее время в медицинское образовательное пространство активно внедряется методика «Виртуальный пациент», но методологические аспекты и опыт ее применения освещены в отечественной литературе недостаточно, отсутствуют четкие механизмы интеграции этой симуляционной методики в образовательный процесс. Для получения качественного результата требуются обмен опытом и разработка учебно-методической базы этой методики.

Цель

Оценить эффективность использования технологии «Виртуальный пациент» в процессе формирования навыков клинического мышления.

Материалы и методы

При реализации дисциплины «Симуляционный курс, неотложные состояния в общей врачебной практике» на 6 курсе лечебного факультета после проведения практических занятий в традиционной форме было выделено 6 ч для работы с программой «Виртуальный пациент - Академикс3D». Для определения степени удовлетворенности по окончанию цикла было проведено анкетирование 280 студентов, и 12 преподавателей

Результаты

По результатам работы с программой «Виртуальный пациент» было проведено анкетирование студентов для оценки удовлетворенности симулятором.
88 % при ответе на вопрос: «Оцените степень Вашей удовлетворенности внедрением технологии “Виртуальный пациент”» ответили: «Полностью удовлетворен». 98% студентов отметили, что были полностью вовлечены и погружены в образовательный процесс, что является важным положительным моментом. 73% подтверждают, что использование данной методики тренирует навыки клинического мышления. 59% студентов высоко оценили систему обратной связи (отчет), остальные считают, что дебрифинг с преподавателем дает более высокий результат. 71% опрошенных считают, что результат зависит от уровня подготовки студентов, 29% утверждают – от уровня сложности сценария. 100% студентов считают, что данная технология должна использоваться в процессе обучения вместе с традиционными формами. Минусом методики «Виртуальный пациент» 61% студентов назвали отсутствие эмоционального контакта и реального взаимодействия.

Обсуждение

Программный продукт «Виртуальный пациент Академикс3D» демонстрирует реалистичную обстановку кабинета участкового терапевта и в игровой форме дает обучающемуся отрабатывать нетехнические навыки. Большое количество «пациентов» с разными нозологиями и многоуровневая структура сценария уменьшает вероятность случайных правильных решений. Методика позволяет студенту провести интеграцию теоретических знаний и клинического опыта, способствует формированию устойчивых алгоритмов действия при диагностическом поиске без риска для пациента. В качестве дебрифинга выступает подробный Отчет на экране монитора. В зависимости от результатов студент может пройти сценарий повторно, но в режиме «Теория» и «Обучение».
Реализация в учебном процессе игрового метода «Виртуальный пациент» нуждается в качественном методическом обеспечение и разработке практических рекомендаций по его реализации. В противном случае может иметь место реализация псевдоигровых форм. которые по факту не имеют практической значимости и образовательной ценности. Несмотря Геймификация это не замена, а модернизация традиционных педагогических форм с внедрением новых мотивационных схем. По мнению преподавателей, работающих с этой методикой ее высокая эффективность обусловлена несколькими моментами:
1) индивидуализация учебного процесса исходя из разного уровня готовности студента
2) высокая наглядность учебной информации и реалистичность моделируемой профессиональной задачи
3) объективность оценки результатов
4) самодиагностика и возможность исправления ошибок путем многократного повторения
5) повышение мотивации студентов.

Выводы

«Виртуальный пациент» является эффективной педагогической методикой при отработке навыков клинического мышления и принятия врачебных решений будущего участкового терапевта. Положительным моментом является возможность использования методики «Виртуальный пациент» в дистанционном формате без потери проблемно-ориентированного формата занятия. Игровой контекст этой методики повышает мотивацию и способствует максимальному вовлечению современных студентов. Опрос преподавателей и студентов показал высокую эффективность этого метода, но качественный результат возможен только при грамотной интеграции этой симуляционной методики в актуальные учебные программы.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Юлия Юдаева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: