Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Особенности обучения мануальным хирургическим навыкам на этапах подготовки врача-хирурга в ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера

Особенности обучения мануальным хирургическим навыкам на этапах подготовки врача-хирурга в ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера

Автор(ы): Д.Г. Амарантов, В.В. Рудин, М.Ф. Заривчацкий, И.А. Баландина, В.Н. Павлова

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО "Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера" Минздрава России

Актуальность

В подготовке опытных специалистов врачей-хирургов, одним из приоритетных и трудно осваиваемых направлений является обучение мануальным навыкам.
Система обучения, действующая в массовой практике, не позволяет многократно и часто повторять те или иные манипуляции, позволяющие закрепить мануальные навыки.
На сегодняшний для повышения результативности образовательного процесса в обучении владению мануальными навыками молодых врачей-хирургов необходимо применение технологий симуляционного обучения.
На наш взгляд, для повышения эффективности симуляционного обучения, необходимо четкое разделение образовательного процесса на этапы подготовки в зависимости от изучаемого предмета и уровня подготовки хирурга.

Цель

Для оптимизации процесса обучения мануальным навыкам было проведено совместное заседание Федерального аккредитационного центра (ФАЦ ПГМУ) и хирургических кафедр ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера. На заседании были выделены этапы освоения мануальных навыков в период подготовки врачей хирургов.

Результаты

Упомянутые этапы выглядят следующим образом. Первой кафедрой, на которой происходит обучение студентов медицинского университета хирургической специальности, является кафедра общей хирургии. В период обучения на данной кафедре на базе ФАЦ ПГМУ студенты осваивают такие мануальные навыки как: методы временной и постоянной остановки кровотечения, определение группы крови и резус-фактора, методики перкуссии, пальпации, аускультации брюшной полости, навыки десмургии и т.д.
Следующим этапом является обучение на дисциплине "Оперативная хирургия и топографическая анатомия", где обучающиеся осваивают техники выполнения базовых хирургических манипуляций, а также основных оперативных вмешательств. Студенты отрабатывают технику вязания хирургических узлов, осваивают методики выполнения различных хирургических швов. Проводится обучение технике выполнения плевральной пункции, дренирования брюшной и плевральных полостей, методике выполнения лапаротомии и торакотомии, освоение базовых энохирургических маниауляций на коробочном тренажере. Для изучения топографической анатомии оперируемых областей используется виртуальный анатомический стол.
Кафедра факультетской хирургии является следующим этапом подготовки, на котором студенты осваивают внутрипросветную и внутриполостную эндоскопию, а также оперативные методики «классических» внутриполостных операций. В этот период активно используются виртуальные компьютерные симуляторы-тренажеры Lap-X, LapSim и EndoSim.
Завершающим этапом обучения хирургов в университете является кафедра госпитальной хирургии. В этот период обучения происходит систематизация и совершенствование полученных на более ранних этапах обучения навыков и их применение к конкретным клиническим ситуациям.
Именно на этом этапе обучения студенты проходят обучение на узко- специализированных хирургических кафедрах, таких как кафедра травматологии, ортопедии и нейрохирургии, кафедра урологии, кафедра сердечно-сосудистой хирургии. В рамках обучения на данных кафедрах на базе ФАЦ ПГМУ студенты осваивают такие специализированные хирургические мануальные навыки, как наложение сосудистого шва, выполнение трепанации черепа, остеосинтез и т.д.
На этапе ординатуры совершенствуются и интенсифицируются полученные за период обучения в университете мануальные навыки. Как правило, к окончанию обучения в ординатуре мануальные хирургические навыки молодого врача-хирурга достигают уровня мануальных навыков хирурга с 5-7 летним стажем работы, обучающегося в «досимуляционную эпоху».
По окончании ординатуры врачи-хирурги регулярно проходят обучения в рамках дополнительных профессиональных образовательных программам, в которых симуляционный центр принимает непосредственное участие. Организуются условия для совершенствования мануальных навыков, востребованных в той или иной отрасли хирургии. Помимо программы, обязательной для усвоения, обучающемуся предоставляется возможность освоения любого хирургического мануального навыка.
Огромный вклад в развитие будущего врача-хирурга в период обучения в нашем университете вносят внеучебные занятия в студенческих научных обществах, в Корпусе тьюторов МСО МАСЦ и участие в Олимпиадах по различным хирургическим специальностям.
В основу студенческого хирургического Олимпийского движения положен принцип этапности: первым этапом является подготовка студентов в студенческих научных кружках на базе различных кафедр, вторым этапом является внутривузовские отборочные соревнования, где выявляются студенты, показавшие лучшие результаты в интеллектуальных и мануальных конкурсах, из которых формируется команда ВУЗа, участвующая в олимпиадах различного уровня. Таким образом, в процесс дополнительного обучения мануальным навыкам вовлекаются сотни обучающихся – будущих врачей.
В период подготовки к Олимпиадам, под руководством опытных наставников, студенты совершенствуют свои мануальные навыки во всех хирургических специальностях. Обучающиеся выполняют операции на тренажерах, биоматериале и лабораторных животных.
Одним из обязательных элементов процесса обучения мануальным навыкам являются принципы состязательности и постоянного повышения уровня «тренировочной» нагрузки. Принцип состязательности подразумевает состязание как между обучающимися, так и со своим собственным результатом. В ходе таких состязаний преподавателем может оцениваться скорость выполнения упражнения, качество оперативного приема и т.д. Преподаватель при этом является высококвалифицированным специалистом в этом разделе хирургии.

Выводы

Наш опыт обучения мануальным навыкам показал, что целенаправленное этапное обучение мануальным хирургическим навыкам с широким внедрением состязательного принципа позволяет довести мануальные навыки студентов до очень высокого уровня, сравнимого с уровнем высококвалифицированных врачей. Так например лучшие из наших обучающихся способны за 30 секунд завязать 65-70 хирургических узлов и ушить рану желудка интракорпоральным эндоскопическим швом, наложив 7 узловых швов (с 4 узлами каждый) за 6,5-7 минут.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Виктор Рудин

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: