Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Анализ эффективности применения симуляционных технологий при проведении олимпиады среди ординаторов по специальности анестезиология-реаниматология

Анализ эффективности применения симуляционных технологий при проведении олимпиады среди ординаторов по специальности анестезиология-реаниматология

Автор(ы): Тинякова Л.В., Эпп Д.П., Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: Алтайский государственный медицинский университет

Актуальность

Использование симуляционных технологий (СТ) вносит огромный вклад в образовательный процесс в медицинском вузе. Благодаря этому, растет качество и уровень знаний ординаторов. Однако, программное обеспечение создается специалистами, которые в полной мере не могут учитывать особенности врачебной деятельности. На сегодняшний день симуляционное образование направлено не только на отработку практических навыков, но и на подготовку к оказанию помощи пациентам в условиях командной работы и «стрессовых» ситуациях, что хорошо демонстрирует профильное олимпиадное движение. Разбор данной темы должен сочетать в себе мнение как организаторов, так и участников соревнований.

Цель

Проанализировать эффективность методов конкурсного обучения с применением симуляционного оборудования (СО) при подготовки ординаторов 1 и 2 года обучения по специальности анестезиология-реаниматология.

Материалы и методы

На базе симуляционного центра ФГБОУ ВО «АГМУ» МЗ РФ проведена олимпиада "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия неотложных состояний" памяти профессора И.В. Меркулова с использованием СО. Проведено анкетирование участников-ординаторов 1 (20 человек) и 2 (20 человек) года обучения. Вопросы анкеты отражали информацию о степени практической ориентированности олимпиады, характере конкурсных заданий, влияние на формирование клинического мышления, пользе предварительных мастер-классов по работе с СО, развитии коммуникативных навыков, повышении готовности к дальнейшей работе по специальности. Получена обратная связь в ходе беседы от преподавателей кафедры анестезиологии, реаниматологии с курсом ДПО, принимавших участие в организации олимпиады.

Результаты

Особенности практической деятельности врача заключаются в необходимости индивидуального подхода к пациенту и высокой вероятности непредвиденных ситуаций. Среди опрошенных ординаторов (80% 1 года и 85% 2 года) отметили, что олимпиадные задания позволяют решить более сложные клинические случаи, требующие нестандартного подхода к диагностике и лечению.
Следует предлагать участникам задания не только казуистического характера, но и наиболее часто встречающиеся в реальности случаи. Это обосновано формированием клинического мышления на базе четко обозначенных алгоритмов, которые представлены в виде систематизированных чек-листов. Необходимость сочетания стандартных клинических ситуаций и редких случаев отмечают ординаторы (75% 1 года и 80% 2 года).
Ординаторы (95% 1 года и 80% 2 года) обозначили пользу мастер-классов по работе с СО в рамках олимпиады. Например, с многоцелевым симулятором пациента HAL®. Участники получили представление о медицинских манипуляциях, алгоритмах оказания помощи. Предварительные мастер-классы по работе с СО снижают риск его порчи и повышают уровень осведомленности о возможностях СО.
Участники олимпиады оценили масштабность мероприятия (80% ординаторов 1 года и 75% ординаторов 2 года). Территория для проведения испытаний не ограничивается кабинетами симуляционных центров. Манекен Rescue-Annie (CPR-Annie) и акушерский фантом для демонстрации биомеханизма родов позволяют моделировать ситуации, возможные вне медицинских учреждений. Благодаря мобильности СО соревнования проходят вне помещения. Организаторы в полной мере используют спецэффекты (искусственная кровь, дымовые шашки), а участники взаимодействуют с окружением.
Мероприятия конкурсного характера с привлечением волонтеров-студентов развивают коммуникативные навыки, что подтвердили 90% ординаторов (как 1, так и 2 года). Студентам следует дать возможность импровизировать и выступать не только в качестве пострадавших (симулированных пациентов), но и в роли родственников, прохожих, служб помощи. Были задействованы конфедераты-врачи различных специальностей, что продемонстрировало важность междисциплинарного подхода и преемственности на различных этапах медицинской помощи.
Наиболее интересными конкурсами ординаторы (70% 1 года и 65% 2 года) считают нештатные ситуаций (возгорание, прекращение электроснабжения или в кислородоснабжении в операционной и ОРИТ). Аварийные ситуации не включены в образовательные программы, однако, в формате олимпиады этот конкурс дает возможность продемонстрировать лидерские качества ординаторов.
Ординаторы (70% 1 года, 85% 2 года) отметили важность «комбинированной симуляции». Участники решали клинические кейсы с помощью виртуального симулятора Body Interact. На экране предлагались сценарии, требующие экстренной диагностики и лечения с ограничением по времени. При этом такие манипуляции, как обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, катетеризация центральной вены, СЛР, выполнялись на фантомах.
Применение СО в олимпиадном движении повысило интерес к СТ среди профессорско-преподавательского состава (ППС). Организаторы самостоятельно создавали сценарии с помощью современного программного обеспечения: симулятор взрослого пациента MedVision (EIDOS/medicine), виртуальная программа «Наркозно-дыхательный аппарат», симулятор «Интраоперационный монитор». В ходе симуляции изменяются параметры, отражающие состояние пациента в динамике в соответствие с заданной ситуацией и проводимым лечением.

Выводы

Изучение олимпиад, как образовательного инструмента, определяет актуальные направления и тенденции СТ. Мероприятия конкурсного характера по сравнению с другими формами контроля освоения компетенций будущих специалистов позволяют создать условия, приближенные к реальности и повышают готовность ординаторов к практике. При организации профильных соревнований следует сочетать стандартные клинические ситуации и редкие случаи для формирования клинического мышления и отработки алгоритмов. Возможности симуляционного обучения не ограничиваются заданными программами. Использование СТ в олимпиадах ориентируют будущих специалистов на практическую деятельность. Важно проводить мастер-классы по работе с СО. Современные СТ позволяют создавать собственные сценарии, основываясь на практической деятельности. Олимпиадное движение повышает эффективность подготовки, формирует дополнительную мотивацию участников и ППС.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Любовь Тинякова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: