Автор(ы): Мутигуллина А.А.
Город: Казань
Учреждение: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России
Актуальность
В рамках реализации приоритетов компетентностного подхода в системе профессионального медицинского образования определяется необходимость разработки и поиска более эффективных методов обучения, способствующих сближению образовательного процесса с реальной профессиональной средой для формирования более высокого уровня практической компетентности будущей медицинской сестры. Рассматриваемое нами понятие «практическая компетентность будущей медицинской сестры» как интегральное качество личности, характеризующееся готовностью и способностью реализовать совокупность сформированных общих и профессиональных компетенций при осуществлении практической сестринской деятельности в системе здравоохранения, раскрыто по структурным составляющим компонентам: мотивационно-целевому, когнитивному, деятельностному, рефлексивно-оценочному. Данные компоненты практической компетентности предложено сформировать посредством внедрения в образовательный процесс смоделированного комплекса имитационных неигровых и игровых методов обучения на основе теории контекстного подхода А.А. Вербицкого. при освоении профессиональных модулей при обучении в медицинском колледже.
Цель
Цель работы - разработка и реализация комплекса имитационных методов обучения при освоении профессиональных модулей как целостного процесса, способствующего более эффективному формированию практической компетентности будущей медицинской сестры.
Материалы и методы
В нашем исследовании, реализация комплекса имитационных методов обучения, осуществлена на примере изучения профессионального модуля 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», посредством поэтапного и систематичного применения имитационных методов неигровых и игровых методов обучения, с учетом их преемственности при изучении конкретной темы и осуществлялась в три этапа:
- учебно-познавательный (формирование навыков учебно-познавательной деятельности),
- симуляционной (формирование навыков квазипрофессиональной деятельности),
- учебно-практический этап – (формирование навыков профессиональной деятельности).
Нами были выявлены организационно - педагогические условия эффективности реализации комплекса имитационных методов обучения: создание учебно- симуляционной образовательной среды; подготовленность преподавателей к реализации комплекса имитационных методов обучения (организация и проведение заседаний школ педагогического мастерства с освещением вопросов особенностей применения имитационных методов обучения, оказание методической помощи преподавателям при проектировании методических разработок занятий); создание учебно- методического обеспечения (учебно-программная и учебно-методическая документация); разработка диагностического инструментария оценки сформированности практической компетентности у будущих медицинских сестёр, отвечающего запросам ФГОС.
Описанный процесс внедрения комплекса имитационных неигровых и игровых методов обучении реализован на примере изучения профессионального модуля. Эффективность использования имитационных методов обучения в процессе формирования практической компетентности будущей медицинской сестры доказана на основе анализа результатов педагогического эксперимента.
Результаты
На основе разработанных критериальных показателей практической компетентности выявлен начальный уровень сформированности компонентов практической компетентности будущей медицинской сестры, позволивший определить низкий уровень подготовки будущей медицинской сестры к практической деятельности и подтвердилась необходимость внедрения имитационных методов обучения. Для оценки педагогической эффективности внедряемого комплекса разработана совокупность показателей сформированности компонентов практической компетентности будущей медицинской сестры. Данные компоненты оценивались с помощью специально разработанных методов диагностики, включающих комплект ситуационных задач с описанием манипуляционной техники, тестовые задания, анкеты – опросники. Сформированность практической компетентности в экспериментальных группах, в среднем, на 15-20% выше, чем у студентов контрольных групп. Результаты экспериментальной работы подтверждают целесообразность реализации комплекса имитационных методов обучения при формировании практической компетентности у будущих медицинских сестёр.
Выводы
Реализация системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер, представляет собой целостный процесс поэтапного и систематичного применения имитационных методов неигрового и игрового обучения, где профессиональная деятельность медицинской сестры смоделирована как система разрешения проблемных ситуаций, ситуационных задач в условиях имитации; использования совокупности
мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов путем трансформации учебно-познавательной деятельности в учебно-профессиональную (через квазипрофессиональную), которые реализуются в контексте основных приоритетов модульно-компетентностного, личностно-деятельностного и контекстного подходов и выявленных педагогических условий эффективного применения имитационных методов обучения.
Айгуль Мутигуллина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.