Первая помощь в медицинском образовании

Автор(ы): Акопян Ж.А., Грибков Д.М., Шубина Л.Б., Щербакова Л.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова

Актуальность

Существует необходимость создания всех условий для активного оказания первой помощи широкими слоями населения. В настоящее время обучение этим навыкам ведётся разрозненно и бессистемно. Считается, что любой медицинский работник, без какой-либо дополнительной подготовки, может обучать навыкам первой помощи. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев это не так, поскольку медицинские специалисты целенаправленно обучаются оказанию медицинской помощи с использованием штатного оснащения в составе команды других медиков. Комплекс же мероприятий по оказанию первой помощи не предполагает такого оснащения и обязательного присутствия коллег, а, следовательно, требует специальной подготовки к таким ситуациям. Так же, важным условием качественного обучения является приоритет преподавательских компетенций (как обучаем) над контентными (чему обучаем), который, к тому же, постоянно меняется. Одним из ключевых направлений решения этой проблемы является нормирование обучения навыкам первой помощи на уровне законодательства, а также выстраивание процессов медицинской подготовки в соответствии с новым законодательством.
Первым шагом в решении проблемы было четкое отделение «первой помощи» от «медицинской помощи в экстренной и/или неотложной формах». Следующим шагом должно стать выделение в образовательных программах медицинских специалистов (бакалавров) отдельной темы, а лучше дисциплины «Первая помощь». И, наконец, заключительным шагом будет синхронизация программ обучения в медицинских образовательных организациях с рекомендованными программами по первой помощи и подготовке преподавателей первой помощи.

Цель

Целью данного исследования является определение соответствия обучения навыкам первой помощи на факультете фундаментальной медицины (ФФМ) потребностям государства и современным требованиям

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели, была изучена современная нормативная и методическая база, а также проведено сравнение программ обучения на ФФМ с рекомендованными Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» по первой помощи

Результаты

В настоящий момент термин «Первая помощь (ПП)» отделен от понятия «Медицинская помощь» и регламентирован в статье 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Для подготовки лиц, оказывающих ПП и преподавателей ПП имеются рекомендованные Министерством здравоохранения учебно-методические комплексы, включая программы на 16 часов и 24 часа соответственно. Отдельное обучение ПП может быть просто в рамках индивидуального удовлетворения потребностей граждан и в рамках обучения по охране труда. В первом случае, обучение может быть организовано по программам дополнительного образования, при наличии образовательной лицензии, проводить которые могут любые лица, соответствующие статусу преподавателя. Во втором случае, обучение регламентируется с 1 сентября 2022 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2464, в соответствии с которым, организации, проводящие подобное обучение должны быть аккредитованы и зарегистрированы в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а преподаватель должен пройти подготовку по оказанию ПП в объеме не менее 8 часов и подготовку по программам ДПО ПК по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания ПП (п. 35 Постановление N 2464). В любом случае для обучения широких слоёв населения навыкам оказания ПП целесообразно пройти такое повышение квалификации.
Изучая учебные планы медицинских факультетов Российской Федерации можно увидеть, что не во всех имеется отдельная дисциплина «Первая помощь».
Обучение навыкам ПП студентов ФФМ МГУ входит в следующие дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Первая помощь и основы ухода за пациентом, Сестринское дело. Также на факультете имеются программы дополнительного образования «Первая помощь» и программа повышения квалификации «Инструктор первой помощи». Эти программы доступны не только для студентов ФФМ, но и для всех желающих.
На ФФМ подготовка, как студентов, так и широких слоёв населения проводится в соответствии с современными требованиями, так как имеет необходимый объём часов (не менее 16 часов для лиц, оказывающих ПП, и не менее 24 часов повышения квалификации для преподавателей ПП) и опирается на методические материалы, размещённые на портале «Всё о первой помощи», а практические занятия проходят в виде тренингов с использованием рекомендованного оснащения. Это вносит ощутимый вклад в дело систематизации подготовки широких слоёв населения навыкам оказания ПП

Обсуждение

Все темы на ФФМ реализованы через самостоятельное изучение материалов портала «Всё о первой помощи» и в виде тренингов с применением тренажеров и аптечек первой помощи в группе не более 10 человек. Дополнительно предусмотрены интерактивные презентации и тестирование. Для всех студентов через год предусмотрен формативный экзамен по ПП, в который включено четыре симуляционные станции (базовая СЛР с контролем качества компрессий, сочетанная травма с кровотечением, ситуация с проблемой дыхательных путей и закрытой травмой, ситуация с резким ухудшением состояния здоровья). Основная цель данного испытания проверка выживаемости навыков и возможность получить дополнительный опыт. По результатам испытания проводится разбор. Успешно прошедшим испытание предлагается факультативный курс «Инструктор первой помощи». Параллельно с этим, каждый год в конце мая аналогичное испытание проводится в формате добровольного экзамена для всех лиц, прошедших обучение по ПП. Подготовка инструктора растягивается во времени, неоднократно повторяется, а удостоверение о повышении квалификации в качестве инструктора ПП будет выдаваться одновременно с получением диплома о высшем образовании

Выводы

На ФФМ подготовка по ПП обеспечивает: каждому обучающемуся рекомендованный минимальный курс, при этом, не каждый медик попадает на курс «Инструктора ПП», но на него может попасть любой другой, успешно сдавший экзамен по ПП. Каждый, кто попадает на инструкторский курс, проходит его в рекомендованном объёме.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Денис Грибков

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: