Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Интерактивные методы обучения как метод реализации компетентностного подхода при подготовке врача

Интерактивные методы обучения как метод реализации компетентностного подхода при подготовке врача

Автор(ы): Е.И. Морозова

Город: Чита

Учреждение: ФГБОУ ВО ЧГМА

Актуальность

С учетом изменений в обществе и требований к специалисту ориентиром высшей школы на современном этапе становится компетентностный подход, целью которого является компетентный специалист, готовый «к созданию нового в сфере своей профессиональной деятельности», способный «успешно работать даже в условиях отсутствия в своей базе готовых алгоритмов, проявляя творческое, созидательное мышление в нестандартных ситуациях», а также осознаю-щий «социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования». Целесообразность ис¬пользования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% материала увиденного, и 90% из того, что обучающиеся сделали сами.

Цель

Суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ситуации (в нашем случае амбулаторный прием пациента), моделирующей типичную для данной группы деятельность и проблемы, которые возникают в хо¬де этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, которые по ходу иг-ры используют роли отдельных персонажей ситуации. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. При этом моделируемая в игре ситуация должна максимально приближаться к реальной действительности.

Материалы и методы

Согласно профессиональному стандарту «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», выпускники медицинских вузов должны владеть следующими трудовыми функциями: проведение обследования пациента с целью установления диагноза, назначение и контроль эффективности и безопасности медикаментозного и немедикаментозного лечения, разработка и проведение профилактических, санитарно-гигиенических мероприятий, а также предоставление медико- статистических данных и организация деятельности подчиненного медицинского персонала. Одним из методов проведения практических занятий в объеме изу-чения терапевтических дисциплин в интерактивной форме у студентов 5-6 курса предлагается ролевая игра "Амбулаторный прием", предполагающая освоение следующих компетенций:
- ПК-2 (способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения).
- ПК-7 (готовность к проведению экспертизы временной не-трудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека)
- ПК-9 (готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара)

Результаты

Перед проведением занятия в форме ролевой игры, преподаватель готовит сценарий заданной ситуации (согласно теме практического занятия) и предполагаемую модель пациента с соответствующим диагнозом, при этом уровень сложности может варьироваться от отсутствия жалоб и отклонений по данным лабораторных и инструментальных исследований до наличия выраженных клинических проявлений предполагаемого заболевания. Далее распределяются роли среди студентов группы. Как правило это пациент, пришедший на прием, участковый врач-терапевт, участковая медсестра, врач-лаборант, председатель врачебной комиссии и т.д. Наряду с этим преподаватель подготавливает реальную медицинскую документацию (анализы, ЭКГ и др.), обеспечивает студентов вспомогательной информацией (нормативно-правовыми документами, таблицами, макетами и пр.), бланками учетной документации.
Ведущий - преподаватель начинает игру исходной врачебной ситуации. Студенты, согласно своим ролям и заданной модели пациента, должны провести амбулаторный прием: собрать жалобы и анамнез, предположить диагноз и характерные для данного заболевания физикальные данные, интерпретировать полученные результаты обследований и имеющиеся факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, оценить трудоспособность, при необходимости, отправить пациента на дополнительное обследование и назначить лечение. План действий и целесообразность всех принятых решений специалистами обязательно обосновывается вслух. В заключении осуществляется разбор игры. Преподавателем или экспертами из числа студентов проводится анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры. Каждый из студентов так же может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации. Итоги игры подводит преподаватель с разбором ошибок, обращая внимание на их исправление.

Обсуждение

В ходе игры у преподавателя есть возможность не только проверить у студентов знания и умения по клиническим рекомендациям, стандартам ведения больных и действующим в первичном звене нормативным актам, но и оценить уровень деонтологической подготовки студентов, а также правильность и эффективность сбора жалоб и анамнеза.

Выводы

Таким образом, ролевая игра "Амбулаторный прием" формирует знания и навыки в объеме профессиональных компетенций образовательного стандарта ФГОС3+ и ФГОС 3++ и готовит выпускников к соответствующим трудовым функциям, необходимым для профессиональной деятельности, а также является первым уровнем изучения и отработки коммуникативных навыков.

Тема: Коммуникативные навыки
Евгения Морозова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: