«Территория неотложных состояний» как способ развития профессиональных компетенций

Автор(ы): Тимахович М.В., Идрисова Г.К., Кемелова Г.С., Сапарова А.С.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: Центр симуляционных и образовательных технологий, НАО «Медицинский университет Караганды»

Актуальность

Профессиональные компетенции врача могут быть развиты не только традиционным способом обучения, но и через другие альтернативные формы, к одной из которых можно отнести конкурс по неотложной помощи. Программа обучения клинических дисциплин предусматривает приобретение практических навыков на фантомах, симуляторах, стандартизированных пациентах в условиях симуляционного центра, учебного класса и у постели больного. Однако не представляется возможным всесторонне оценить приобретенные навыки в реальных жизненных условиях, так как студенты еще не готовы к самостоятельной демонстрации своих способностей, и в то же время реальная критическая ситуация не может быть обучающей средой. Традиционные модели обучения направлены на формирование индивидуальных клинических компетенций и основаны на оценивании в индивидуальном формате. Оценка командной работы осуществима в симулированных условиях с определенными клиническими сценариями и критериями оценивания взаимодействия участников команды, знаний алгоритмов-протоколов оказания неотложной помощи, владения коммуникативными навыками и стрессоустойчивости. Так, с 2017 года в Медицинском университете Караганды проводится ежеквартальный конкурс «Территория неотложных состояний» для резидентов, интернов и студентов 5 курса специальности «Общая медицина». В конкурсе принимают участие стандартизированные пациенты, которые в клинических сценариях играют роль пострадавших. Основной целью конкурса является демонстрация теоретических знаний и практических навыков студентов по оказанию экстренной помощи, а также оценка командной работы участников. Выполнение всех конкурсных заданий оценивалось по структурированным чек-листам. По окончанию конкурса каждому участнику предлагалось анкетирование, в котором в первую очередь оценивался уровень стрессоустойчивости и самооценка командной работы. Предметом исследования явилось изучение способностей студентов по реагированию на критическую клиническую ситуацию и восприятие влияния обстановки на их индивидуальную и командную эффективность.

Цель

Целью исследования явилась оценка готовности студентов к командной работе при оказании неотложной помощи в симулированных условиях.

Материалы и методы

Объектами исследования являются студенты 5 курса специальности «Общая медицина» (I группа) и резиденты 1 года обучения (II группа), объединившиеся в команды по 5 человек. В исследовании были проанализированы данные анкетирования и чек-листы, заполненные экзаменаторами из практического здравоохранения.

Результаты

В ходе исследования выявлено, что средний итоговый балл по результатам конкурса у I группы составил 59,1%, у II группы - 76%, что свидетельствует о недостаточной подготовке студентов бакалавриата к реагированию в критических ситуациях. При этом оценка стрессоустойчивости у I группы показала 42,8% и 40% у II группы. В обеих группах студенты чаще испытывали эмоциональные переживания, страх, стресс, волнение и дезориентация. В процессе конкурса растерянность испытали 28,6% в I группе и 20% во II группе. Положительные эмоции во время конкурса испытали 50% в I группе и 33,3% во II группе, что свидетельствуют о большей ответственности и осознанности резидентов по сравнению со студентами 5 курса. Высокую оценку по результатам командной работы дали 78,6% и 80% конкурсантов, низкую оценку - 21,4% и 20% соответственно. Исходя из анализа данных, самооценка студентов значительно выше, чем оценка профессионалов и конструктивный дебрифинг в комфортной атмосфере позволяет извлечь максимальную пользу от конкурса всем участникам.

Обсуждение

Пятилетний опыт показал актуальность и важность проведения подобных конкурсов для всестороннего развития практических и коммуникативных навыков через командную работу. Все участники конкурса отметили, что такая форма обучения имеет высокую результативность достижения профессионализма, повышает мотивацию на совершенствование практических навыков в критических ситуациях и способствует развитию лидерских качеств. Конкурсы в симулированных условиях позволяют выявить скрытые пробелы в знаниях и приобретенных навыках, которые не оцениваются в текущем контроле. Выявленные пробелы личностного характера, связанные со стрессоустойчивостью, ответственностью и уверенностью, способствуют формированию самодисциплины и самоуправлению и совершенствованию профессиональных компетенций.

Выводы

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Для повышения качества подготовки выпускников медицинских вузов к реальной клинической практике необходимо разнообразить формы и методы обучения путем проведения конкурсов, позволяющие провести комплексную оценку профессиональных компетенций.
2. Симулированная чрезвычайная обстановка способствует формированию стрессоустойчивости и развитию коммуникативных навыков в безопасной обучающей среде, без риска для пациента и позволяет объективно оценить практическое мастерство.
3. Внедрение и проведение альтернативных форм симуляционного обучения в образовательный процесс на регулярной основе способствует развитию способности немедленного реагирования на критическую ситуацию без психологического и эмоционального напряжения.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: