Автор(ы): О.А. Махарин, Е.А. Лебедева, А.А. Бычков, Г.Н. Тарасова
Город: Ростов-На-Дону
Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Использования ультразвука в практике анестезиологов-реаниматологов является необходимым навыком, осваиваемым специалистом в период подготовки. Однако до настоящего времени не разработана единая программа обучения и контроля его качества.
Совершенствование материальной базы Центра симуляционного обучения позволило разработать программы повышения квалификации «Ультразвуковые методы мониторинга при экстренных и неотложных состояниях» и «Фокусированная эхокардиография в мониторинге угрожающих жизни состояний», при проведении которых используется виртуальный симулятор для имитации ультразвуковой диагностики Ваймедикс (CAE Healthcare), а также тренажер для проведения ультразвукового исследования при острой травме (Kyoto Kagaku).
Для успешного применения алгоритмов фокусированной ультразвуковой диагностики в практической деятельности необходимо формирование устойчивых теоретических знаний и практических навыков. Опыт нашей работы показал, что курсанты кафедры анестезиологии и реаниматологии, приходящие впервые на данный цикл обучения, не владеют приемами применения ультразвуковой диагностики при неотложных состояниях.
Цель
Цель нашей работы - определить минимальный объем навыков, которые курсант должен освоить, приходя на курс подготовки, посвященный фокусированной ультразвуковой диагностике при неотложных состояниях.
Материалы и методы
В результате опроса курсантов нами были выявлены наиболее значимые навыки для освоения анестезиологами-реаниматологами в рамках указанного учебного курса.
К ним относятся:
1. Оценка диаметра нижней полой вены
2. Оценка фракции выброса методом Тейхольца
3. Верификация свободной жидкости в брюшной полости
4. Верификация жидкости в плевральной полости
5. Верификация жидкости в перикарде
6. Верификация пневмоторакса
7. Верификация инфильтративного синдрома легких
8. Визуализация камер сердца и их оценка
9. Катетеризация вен (периферических и центральных) и артерий с использованием ультразвуковой навигации
Результаты
Освоение данных навыков необходимо проводить путем изучения теоретической базы (Blue-протокол, FAST, FATE-протоколы) с последующими симуляционными тренингами. При проведении занятий в симуляционном центре, на наш взгляд оправдано использования чек листа, оценивающего не только практические умения обучающегося по конкретным ситуациям, перечисленным выше, но и способность верифицировать, какое фокусированное исследование ему необходимо выполнить в том или ином случае. Опыт нашей работы показал, что во время 36-часового обучения с использованием симуляционных технологий курсанты успешно осваивают вышеперечисленные навыки и справляются с наиболее типичными ошибками при их выполнении.
Выводы
Освоение рассмотренного минимума практических навыков на современном симуляционном оборудовании, на наш взгляд существенно облегчает первичную подготовку врачей анестезиологов-реаниматологов по использованию ультразвука и мотивирует курсантов для дальнейшего совершенствования навыков фокусированной ультразвуковой диагностики при неотложных состояниях.
Олег Махарин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.