Способы продвижения симуляции в медицинском образовании

Автор(ы): М.П. Потапов

Город: Ярославль

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Симуляция как способ обучения врачебной профессии корнями глубоко уходит в историю медицины. Благодаря достижениям в науке и технике, методологическим и психолого-педагогическим наработкам методика симуляции в современных условиях в медицинском образовании приобрела иной масштаб, заняла ведущее место в образовательном процессе. В России в связи с оснащением симуляционных центров медицинских образовательных организаций современным учебным оборудованием и бдагодаря введению системы аккредитации специалистов в здравоохранении были созданы все необходимые условия для успешного внедрения и продвижения симуляции в медицинском образовании. Однако нельзя не отметить сохраняющийся пессимизм в образовательной среде в отношении новых технологий, недостаточную заинтересованность и вовлеченность ее участников в процесс преподавания посредством технологии симуляционных тренингов. Поиск путей более эффективного системного подхода к продвижению симуляции в медицинском образовании является важной задачей на современном этапе.

Цель

Установить условия эффективного продвижения в медицинских образовательных организациях симуляционных образовательных технологий.

Материалы и методы

Симуляционный центр (в настоящее время мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр – МАСЦ) на базе Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ) был организован в 2009 году. Первоначально занятия проходили исключительно в виде тренинга по уходу за больными и сестринским навыкам. С 2017 года в результате целевого финансирования Минздрава России МАСЦ получил современное учебное оборудование, что позволило существенно расширить возможности Центра. Исторически сложилась ситуация, при которой ЯГМУ стал медицинским образовательным центром для 3 регионов: Ярославской, Костромской и Вологодской областей. Для эффективного продвижения симуляционных технологий и вовлечения в инновационный процесс большего количества специалистов здравоохранения и медицинского образования важным считаем изменение отношения участников образовательного процесса к данной технологии. С этой целью проведено обучение 9 преподавателей ЯГМУ на разных внешних площадках. Реализованы образовательные модули по медицинской симуляции в программах педагогической подготовки преподавателей ЯГМУ. На регулярной основе проводились локальные мероприятия для обсуждения результатов, обмен опытом и поиск решений проблем внедрения симуляционного образования. 21 ноября 2019 года совместно с общероссийской общественной организацией "Российское общество симуляционного обучения в медицине" проведена конференция "Симуляционные технологии в медицинском образовании" с приглашением российских лидеров в сфере медицинской симуляции. Реализована управленческая концепция по сегментированию процессов внедрения и реализации симуляционного образования по направлениям (по специальностям, кафедрам и т.д.), поиск лидеров в каждом из них. Осуществляется работа по взаимодействию со всеми заинтересованными лицами, включая руководителей медицинских организаций и страховых компаний, представителей органов власти в сфере здравоохранения: 7 декабря 2021 года – презентация МАСЦ и обсуждение современного состояния медицинского образования на заседании Общественной палаты Ярославской области по здравоохранению и здоровому образу жизни; 20 мая 2022 года проведена межрегиональная конференция "День руководителя медицинской организации".

Результаты

Отмечается рост числа преподавателей, реализующих симуляционные технологии на площадке МАСЦ в период 2010-2022 гг. (2010 – 5; 2011 – 8; 2012 – 11; 2013 – 12; 2014 – 10; 2015 – 14; 2016 – 23; 2017 – 77; 2018 – 71; 2019 – 78; 2020 – 44; 2021 – 84; 2022 – 89). Увеличилось число обучающихся посредством симулиционных технологий: 2016 г. – 1696; 2017 г. – 7115; 2018 г. – 9216; 2019 г. – 7871; 2020 г. (год ковидных ограничений) – 4306; 2021 г. – 12555. Увеличился охват симуляционными тренингами уровней образования (специалитет, ординатура, дополнительное профессиональное образование) и специальностей.
Основные факторы, сдерживающие внедрение симуляционных технологий в медицинское образование (на наш взгляд) : 1) трудности с мотивацией специалистов МАСЦ (не достигнуто оптимальное равновесие между прилагаемыми усилиями со стороны преподавателя и материальной и нематериальной для него выгоды); 2) норматив учебной нагрузки на преподавателя, основанный на традиционной модели преподавания; 3) дефицит вспомогательных и поддерживающих ресурсов: методисты, инженеры, it-служба. Проведенное в рамках конференции "День руководителя медицинской организации" анкетирование организаторов здравоохранения указало на сохраняющийся низкий уровень доверия к новым технологиям и на консервативный настрой в руководящем корпусе системы здравоохранения. Среди участников образовательного процесса не достигнуто нужного уровня понимания роли симуляционных технологий в медицинском образовании.

Выводы

Несмотря на значимые достижения в вопросах оснащенности оборудованием и применения симуляционных технологий в медицинском образовании следует сохранить усилия, направленные на вовлечение в данный процесс большего количества участников и увеличение заинтересованности в данном вопросе со стороны организаторов и руководителей сферы здравоохранения.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Максим Потапов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: