Автор(ы): Ожерельев А.В., Стегний К.В., Двойникова Е.Р., Крекотень А.А., Маслянцев Е.В., Плотников М.Д., Давыденко Л.И., Топчий В.В., Журавлева Э.К., Игнатюк А.А., Гончарук Р.А.
Город: Владивосток
Учреждение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Актуальность
Торакоцентез является одной из базовых манипуляций для диагностики и лечения травм, а также заболеваний органов плевральной полости. Данная манипуляция входит в перечень профессионального стандарта врачей различных хирургических специальностей и является обязательной для освоения. Обучение этой процедуре можно успешно провести с помощью симуляционного тренинга. Однако для оценки правильности данной процедуры нет стандартизированного чек-листа, который можно было бы использовать во время занятий или при валидации симуляционного оборудования.
Цель
Оценить эффективность применения комбинированного чек-листа при валидации симуляционной модели грудной клетки для обучения процедуре торакоцентеза.
Материалы и методы
В качестве инструмента оценки применяли модифицированный чек-лист, разработанный на основе предложенного Копенгагенской академией медицинского образования и моделирования. Модифицированный чек лист был разделен на 2 модуля (теоретический и практический) и состоял из 20 пунктов, включая две шкалы, по результатам которого можно было получить максимум 37 баллов. Надежность внутренней согласованности чек листа была исследована с помощью критерия α-Кронбаха. Внутренняя согласованность между экспертами оценивалась с помощью коэффициента Каппа. Для сравнения результатов между группами использовался критерий Краскела-Уоллиса (Н-критерий). Минимально допустимый порог баллов для определения уровня компетентности («сдал/ не сдал») установлен с помощью модифицированного метода контрастных групп для изучения последствий оценки. Процедуру выполняли участники с разным уровнем практических навыков (студенты, ординаторы и врачи). Видеозаписи были независимо оценены опытными хирургами, которым не было известно об уровне подготовки участников.
Результаты
Все 24 участника (16 студентов, 6 ординаторов, 2 врача) выполнили по 3 процедуры торакоцентеза на симуляционной модели грудной клетки, было записано и оценено 72 видео. Все видео оценивались экспертами с помощью стандартизированного чек-листа. Надежность чек-листа была достаточной (α-Кронбаха 0,72). Уровень межэкспертной надежности существенный (κ 0,68 при p<0,05; ДИ (доверительный интервал) 95%. Число степеней свободы = 2; n = 24. На основе метода контрастных групп установлен минимально допустимый порог баллов для подтверждения уровня компетентности (27 и 30 баллов для студент ов и ординаторов соответственно).
Обсуждение
Использование бинарных критериев в чек-листе позволяет отметить факт выполнения пункта, но не дает возможности оценить его качество в количественном эквиваленте. В свою очередь применение рейтинговых шкал повышает риск субъективности и требует проведения дополнительных брифингов для экспертов с целью стандартизации независимой оценки и повышения уровня межэкспертной надежности. На сегодняшний день нет достаточных данных для однозначного выбора в пользу конкретного вида чек-листа. Проведение сравнительного мультицентрового рандомизированного исследования может изменить данную ситуацию. Касательно статистических результатов следует отметить, что размер выборки требует осторожности при их интерпретации. Несмотря на коррекцию методов статистической обработки под малые выборки они могут измениться, если выборка будет иметь нормальное распределение.
Выводы
Достаточный уровень надежности чек-листа говорит в пользу достоверности полученных результатов. Исходя из высокого уровня межэкспертной надежности следует, что инструмент оценки может использоваться в другом учреждении. Статистически значимая разница по количеству баллов между группами свидетельствует о возможности чек-листа различать уровень компетентности обучающихся.
Учреждения:
1 - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток.
2 - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО», г. Санкт-Петербург.
3 - Московский Педагогический Государственный Университет(МПГУ), г. Москва.
Александр Ожерельев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.