Роль симуляционного обучения в формировании практических навыков студентов-медиков

Автор(ы): Галактионова М.Ю., Иванова Н.В., Михайлова Е.А.

Город: Псков

Учреждение: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет

Актуальность

Современный этап развития высшей школы характеризуется постоянным повышением качества образования. Достижение более высокого качества обучения может быть обеспечено за счет интеграции обучения, новых научных данных и инновационной деятельности. В связи с этим возрастает значение применение новых симуляционных технологий. Основой образовательных стандартов при подготовке медицинских работников стал компетентностный подход. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 31.05.01 Лечебное дело обозначены общепрофессиональные, универсальные и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности. Следовательно, в условиях формирования профессиональных компетенций, при текущем контроле и итоговой аттестации, актуальное значение имеет измерение не полученных знаний, а профессиональных навыков. Предполагается, что профессиональная оценка студента определяется уровнем его готовности к профессиональной деятельности.

Цель

Изучить мнение студентов, проходивших практическую подготовку и аттестацию по летней клинической производственной практике с использованием тренажеров- симуляторов.

Материалы и методы

Проведено анкетирование 89 студентов 4 курса специальности 31.05.01 Лечебное дело по разработанной анкете, включающей вопросы оценки удовлетворенности прохождения производственной практики, освоения практических навыков. Анкетирование было анонимным, каждый респондент мог высказать свое мнение по организации производственной практики, подготовительного этапа на базе акредитационно-симуляционного центра ПсковГУ в виде свободного комментария. Проведен сравнительный анализ результатов промежуточной аттестации в виде дифференцированного зачета с оценкой за три последних года.

Результаты

Летняя производственная клиническая практика "Помощник процедурной медицинской сестры"- неотъемлемая и очень важная составляющая подготовки врача. В процессе прохождения практики обучающиеся выполняют следующие задачи: ознакомление с особенностями работы медицинского учреждения; освоение коммуникативных навыков (общение с пациентами, формирование контакта с врачами и средним медицинским персоналом); освоение мануальных навыков; оценка психологической готовности студента к профессиональной деятельности. Выпускник медицинского вуза обязан знать и уметь выполнять необходимый набор медицинских манипуляций. Симуляционное обучение, как обязательный компонент профессиональной подготовки, предоставляет каждому обучающемуся возможность выполнить профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными стандартами (порядками) оказания медицинской помощи. Обучение практическим фельдшерским умениям и сестринским манипуляциям (от инъекции лекарственных препаратов до проведения сердечно-легочной реанимации) проводится на муляжах и фантомах. Отдельного внимания заслуживает методика оценки компетентности студентов в рамках выполнения манипуляций в соответствии с медицинскими стандартами во время летней клинической производственной практики.

Обсуждение

Включение в программу освоения навыков контроля качества выполнения позволяет за короткий промежуток времени определить возможные трудности усвоения материала каждым студентом. Экспертный лист оценки (check-card) заполнялся преподавателем-экспертом на каждого студента индивидуально. Практический навык оценивался по результатам выполнения данного навыка, в оценочном листе фиксируются баллы: 0 – «не выполнен», 0,5 – «частично выполнен», 1 – «выполнен правильно». По сумме баллов выставляется оценка. Эталоном соответствия для любой медицинской манипуляции, является идеальное выполнение, при котором за 5 минут выполняются все необходимые действия, и достигается абсолютный результат этой манипуляции. При этом должны быть соблюдены все требования к обеспечению безопасности медицинского работника, пациента и окружающей среды, а также требования этики и деонтологии. По мнению 91,01% респондентов отмечена хорошая организация и оснащенность подготовительного и аттестационного этапов, подчеркнута необходимость освоения ряда практических навыков на тренажерах- симуляторах и манекенах. 96,62% студентов ответили, что аттестация с использованием симуляторов улучшила практическую подготовленность по сестринским навыкам, повысилась уверенность в возможности самостоятельной профессиональной деятельности. Один из вопросов подразумевал собой оценку по пятибалльной шкале уровня оснащенности оборудованием и расходными материалами занятий по программам «Общий уход», производственных практик «Помощник младшего медицинского персонала», «Помощник процедурной медицинской сестры». На «отлично» оценили – 59 студентов (66,29%), на «хорошо» - 27 человек (30,33%), на «удовлетворительно» - 2 респондента (2,24%). На вопрос анкеты «Улучшил ли подготовительный этап отработки навыков на симуляторе Вашу практическую подготовленность к профессиональной деятельности?» положительно ответили превалирующее большинство студентов (86 человек, 96,62%). В 50% анкет было отмечено, что студенты значительно улучшили свою подготовленность по выполнению большинства сестринских навыков. Из общего числа респондентов - 12,35% человек отметили, что хотелось бы иметь большее количество часов/ дней на симуляционнный тренинг перед выходом на практику. Результаты дифференцированного зачета по итогам летней клинической производственной практики «Помощник процедурной медсестры» в 2021 году продемонстрировали высокий средний балл - 4,64 (4,38 по итогам 2020 г., 4,18 по итогам 2019 г.).

Выводы

Использование симуляционных технологий в аттестации студентов по программам производственных практик, позволяет оптимизировать организационную и содержательную структуру образовательного процесса с акцентом на практическую ориентированность студентов, реализовать все преимущества симуляционного обучения в медицинском образовании. Симуляционное обучение становится важным этапом практической подготовки врачей терапевтов в соответствии с программами первичной аккредитации.

Тема: Сестринское дело, уход
Марина Галактионова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: