Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Симуляционные тренинги в совершенствовании профессиональных компетенций в рамках профессиональной переподготовки

Симуляционные тренинги в совершенствовании профессиональных компетенций в рамках профессиональной переподготовки

Автор(ы): Долгина И.И., Григорьян М.Ф., Бросалин Д.А., Савич В.В.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО Курский ГМУ Минздрава России

Актуальность

Профессиональные стандарты специалистов являются определяющими нормативными актами при предъявлении требований к профессиональной подготовке специалистов. Практически все профессиональные стандарты предусматривают выполнение трудовой функции «Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах». Специалисты, проходящие обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной подготовки, нуждаются в совершенствовании профессиональных компетенций по данному направлению, что связано как с потребностью актуализации подготовки в связи с изменением нормативно-правовой базы, так и с расширением круга обязанностей в рамках вновь осваиваемой специальности.
С целью оптимизации подготовки специалистов в КГМУ в дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки (ДПП ПП) включен симуляционный курс с продолжительностью обучения 36 часов с последующей сдачей зачета.
Большинство специалистов, прошедших обучение по программам ДПП ПП в нашем ВУЗе, в дальнейшем сдают первичную специализированную аккредитацию (ПСА) на площадке КГМУ, что послужило основанием для проведения социологического опроса по эффективности данного формата обучения. Для проведения социологического опроса разработана анкета по вопросам оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, которые предлагалось заполнить аккредитуемым, предварительно прошедшим курс обучения ДПП ПП.

Цель

Самооценка уровня профессиональных компетенций по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах на различных этапах образовательной траектории.

Материалы и методы

Были разработаны анкеты с рядом вопросов направленных на оценку уровня профессиональных компетенций на различных этапах образовательной траектории обучающихся в рамках освоения новой специальности. Всего в исследовании принимало участие 317 человек, в возрастном диапазоне от 27 до 68 лет (средний возраст обучающихся составил 33,82) из числа лиц подавших документы для прохождения первичной специализированной аккредитации специалистов.

Результаты

Анализ самооценки данных анкетирования показал, что 96,9% (n=307) специалистов при прохождении обучения в рамках ПП имели возможность актуализировать свои знания по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах. Основным источником актуализации знаний по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах для 17,7% (n=56) аккредитуемых явилось самостоятельное изучение литературы (клинические рекомендации, учебные пособия и др.); для 25,9% (n=82) аккредитуемых – материалы, представленные для самостоятельной подготовки в рамках обучения по программе ПП; для 56,5% (n=179) аккредитуемых – информация, полученная во время проведения практических занятий/тренингов во время обучения по программе ПП. При этом имели возможность актуализировать свои умения/владения по проведению реанимационных мероприятий 63,4% (n=201) аккредитуемых в рамках ДПП ПП и 4,4% (n=14) при проведении тренингов на других образовательных мероприятиях.
При анализе самооценки умений/владений по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах (от 0 до 10, где 0 минимальный уровень и 10 наивысший), аккредитуемые до обучения в рамках ПП оценили на 5,07; после обучения в рамках ПП – 7,9; после прохождения ПСА – 8,2.
При оценке актуальности повышения квалификации по блоку вопросов, посвященных особенностям проведения базовой сердечно-легочной реанимации, было отмечено, что большинство респондентов, а именно 88,96% (n=282) считают важным моментом отработку навыков при каждом обновлении клинических рекомендаций и протоколов оказания медицинской помощи; 2,21% (n=7) считают актуальным отработку навыков 1 раз в период 3-5 лет; 0,32% (n=1) – 1 раз в год; 3,47% (n=11) опрошенных отмечают данный блок неактуальным, в связи с пониманием проблематики и определенным мастерством при оказании СЛР и 5,05% (n=16) также указали на неактуальность программы, обосновывая это особенностями узкого профиля специальности или профессии в целом.
Подобная картина прослеживается и при оценке актуальности повышения квалификации по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной форме, где 88,96% (n=235) респондентов указали на важность обучающих программ в данной сфере при каждой коррекции нормативно-правовой базы; 7,25% (n=23) отрабатывать навыки стандартно раз в 3-5 лет; 4,73% (n=15) 1 раз в год; при этом владение навыками в сфере оказания экстренной медицинской помощи на высоком уровне и ненадобностью данных обучающих программ отмечают 10,09% (n=32) потенциальных аккредитуемых, а 3,78% (n=12) считают, что навыки оказания данного вида помощи им не пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
Более детальный анализ анкет показал, что наиболее высокая самооценка после обучения и после ПСА наблюдалась у лиц, прошедших обучение на симуляционном курсе, направленном на совершенствование профессиональных компетенций оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах.
Объективным критерием эффективности проведения симуляционного курса является успешное прохождение практических навыков в симулированных условиях в рамках практико-ориентированного этапа первичной специализированной аккредитации специалистов всеми участниками симуляционных курсов с первой попытки. При этом следует отметить отсутствие критически значимых несоответствий, которые влияют на субъективную оценку экспертов.

Выводы

Таким образом, совершенствование профессиональных компетенций оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в рамках ДПП ПП является актуальным и востребованным; позволяет повысить уровень самооценки возможности выполнения трудовых функций и уровень профессиональной готовности оказания квалифицированной медицинской помощи населению.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Долгина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: