Автор(ы): Лапик С.В.
Город: Тюмень
Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Основные направления развития Тюменского государственного медицинского университета, одного из шестнадцати медицинских вузов , включенных в стратегическую программу модернизации образования «Приоритет-2030», включают в себя несколько проектов, самый важный из которых задает вектор реформирования медицинского образования на основе компетентностной модели и последующего включения в региональные, российские и международные системы разделения труда.
Цель
Нами обобщен опыт по логистике формирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) бакалавров сестринского дела в Тюменском ГМУ в рамках основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01-Сестринское дело, начиная с первого курса.
Материалы и методы
Методическим советом и руководителем образовательной программы с участием работодателей ежегодно формируется и актуализируется портфолио дисциплин ИОТ образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01-Сестринское дело, с которым мы знакомим студентов в начале обучения на одном из первых занятий дисциплины «Введение в профессию». ИОТ образовательной программы на весь период обучения формируется в электронном виде в личном кабинете студента по его выбору.
За основу формирования ИОТ мы берем области профессиональной деятельности, к которым мы должны подготовить бакалавров сестринского дела с учетом нашего опыта их трудоустройства и мнения работодателей, это деятельность в качестве руководителей структурного подразделения медицинской организации, клиническая сестринская практика, реабилитация и профилактика, психолого-педагогическая деятельность.
Результаты
Самое востребованное направление, это организационно-управленческое, которое включает такие элективных дисциплин, как правоведение, экономика здравоохранения, теория управления, факультативы: бережливые технологии в здравоохранении, юридические основы деятельности медицинского работника.
Вторая востребованная ИОТ, это психолого-педагогическая, что обусловлено тем , что большинство выпускников бакалавриата Тюменского ГМУ трудоустраивается в структуры среднего медицинского образования и поступает в магистратуры этого профиля. Индивидуализация обучения достигается за счет элективных дисциплин: русский язык и культура речи, коммуникативные умения, педагогика и психология в профессиональной деятельности и др., и факультативов, например, инклюзивное образование. С точки зрения ситуации с охраной здоровья школьников очень перспективна ИОТ по школьной медицине. Наш вуз и больница г. Новый Уренгой ЯНАО участвовали в реализации пилотного проекта по подготовке кадров бакалавров для школьной медицины, в рамках которого наши студенты проходили практику в этой медицинской организации, работали в качестве медицинских работников в школах , выполняли исследовательские работы. Однако после окончания пилотного проекта ИОТ, по школьной медицине, стала маловостребованной, что мы связываем с отсутствием нормативных и распорядительных документов по их трудоустройству на соответствующих должностях, хотя профессиональный стандарт специалиста по организации медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях вступил в юридическую силу.
Обсуждение
Индивидуализация образовательного пространства бакалавров в рамках портфолио дисциплин, формируемых участниками образовательных отношений, индивидуального подхода к выбору баз практик и тем научно-исследовательских работ, с сохранением всех дисциплин базовой части образовательной программы бакалавриата по сестринскому делу соответствует компетентностному подходу в высшем образовании и не противоречит требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Выводы
Преимущества индивидуализации обучения в рамках ИОТ для бакалавра -это планирование трудоустройства, начиная с первого курса, формирование дальнейшей индивидуальной образовательной траектории для обучения в магистратуре и аспирантуре; для образовательной организации: привлекательность бакалавриата для абитуриентов, повышение мотивации студента к освоению образовательной программы, удовлетворенность обучающихся перспективами карьеры и уровнем образования; для работодателя: формирование профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда
Светлана Лапик
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.