Автор(ы): Климов П.А., Потапов М.П.
Город: Ярославль
Учреждение: ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет Минздрава РФ
Актуальность
Повышение эффективности процесса формирования и освоения навыков эндохирургического шва в симуляционных условиях является одним из важных и сложных методологических вопросов обучения врачей хирургических специальностей. В настоящее время не разработано полноценных систем, позволяющих за короткий срок обучения подготовить обучающегося к самостоятельному владению различными видами эндохирургического шва (вариантам экста- и интракорпорального шва) в реальных условиях. Нами разработаны постулаты, составляющие новую эффективную модель обучения эндохирургическому шву, основанную на решении наиболее сложных, на наш взгляд, проблем, которые препятствуют достижению ожидаемого результата у различных групп обучающихся.
Цель
Выявить и конкретизировать наиболее значимые недостатки в процессе симуляционного обучения эндохирургическому шву врачей хирургических специальностей, на основе этого разработать универсальную, эффективную и максимально практичную систему формирования знаний и практических навыков, основанную на детальном и пошаговом освоении различных этапов наложения мануальных экстра- и интракорпоральных швов, востребованных на современном этапе развития лапароскопической хирургии, с обязательной оценкой эффективности процесса освоения мануальных навыков у курсантов в процессе обучения на авторских тренажёрах (Dry Lab) в рамках цикла повышения квалификации по хирургии.
Материалы и методы
Разработка новой модели обучения реализована на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра Ярославского государственного медицинского универистета (МАСЦ ЯГМУ), в рамках цикла повышения квалификации «Шов в эндохирургии», в системе непрерывного медицинского образования, 36 академических часов. В процессе резюмирования после каждого проведенного цикла за три года нами выявлены следующие особенности, которые системно детализированы и приняты эффективные решения: 1) учитывая разнородность групп обучающихся по специальности, профессиональному опыту, сфере интересов и личностным особенностям, каждый курсант проходит практическое тестирование исходного уровня навыков, исходя из этого внутри цикла сформирован персонифицированный подход по одной из трех программам: стартовый уровень, базовый и расширенный уровни; 2) поэтапный подход от заведения иглы через троакар до формирования последнего полуузла; 3) детализация сложных манипуляций на простые, с выявлением и проработкой наиболее сложных моментов для конкретного обучающегося; 4) приближение симуляционной эргономики и условий наложения шва к реальной интраоперационной эргономике, с помощью отработки навыков на собственных тренажёрах МАСЦ ЯГМУ; 5) эффективное распределение нагрузки обучающихся и ментора; 6) эффективное участие ментора в демонстрации и корректировке навыков обучающихся путем особой системы организации учебного класса; 7) освоение навыков и выстраивание моделей оперативных вмешательств, исходя из предпочтений конкретного обучающегося.
Симуляционный цикл «Шов в эндохирургии» по разработанной модели обучения проведен у 42 обучающихся врачей различных специальностей: хирургов – 18, акушеров-гинекологов – 10, урологов – 5, детских хирургов – 4, онкологов – 3, колопроктологов – 2. Профессиональный опыт курсантов составил от 2 до 46 лет (21,3 ± 2,3).
Результаты
Распределение по исходным уровням навыков было следующим: стартовый – 17, базовый – 20, расширенный – 5. После прохождения цикла регистрировался конечный уровень освоения навыков при их успешном трехкратном выполнении по разработанной системе оценки для каждого уровня. Распределение по итоговым уровням: базовый - 14, расширенный - 28.
Проведенный анализ выявил значимое повышение уровня навыков благодаря разработанной персонифицированной системе, что позволяет максимально эффективно обучать курсантов и достигать целевого уровня навыков.
Выводы
Использование данной модели обучения, позволит существенно сэкономить время обучения и добиться максимально стойких навыков, благодаря чему повышается эффективность обучения мануальному шву в эндохирургии.
Пётр Климов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.