Автор(ы): Григорьева В.П., Лещенко М.А., Подгорнов И.С., Мамедова Л.Н., Макаренко А.С., Смирнова Е.А.
Город: Ростов-На-Дону
Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
с каждым годом растёт количество медицинских исследований, появляются новые методики лечения пациентов, фармакологические средства и медицинские технологии. В современных условиях врачу необходимо постоянно обучаться и подтверждать уровень знаний. Процедура аккредитации является «золотым» стандартом в оценке качества медицинского образования.
Цель
изучить возможности совершенствования процедуры аккредитации посредством опроса студентов.
Материалы и методы
Создана авторская анкета на основании руководства AMEE № 87 «Разработка анкет для научных исследований в области медицинского образования». Был определён ряд вопросов, охватывающий различные аспекты объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Среди них личностное отношение обучающего/аккредитуемого к эффективности метода ОСКЭ, развитие клинического мышления, оценка уровня знаний, понимание совершенных действий, уверенность в дальнейшей практике и т.п. На базе Центра симуляционного обучения РостГМУ студенты 6 курса прошли двукратное анкетирование: за 6 месяцев до сдачи аккредитации и после неё. Всего получено 194 ответа, что соответствует общему проценту ответов 43%. Статистический анализ результатов опроса проводился с использованием программы STATISTICA 10 версии. Каждая запись в базе данных оценивалась на предмет ошибок и полноты. Все последующие полученные результаты зависят от выбранного учреждения и могут отличаться.
В совокупности 68% студентов полностью согласны с утверждением, что аккредитация является эффективным методом оценки знаний; 83% сообщили, что прохождение ОСКЭ помогает чувствовать себя увереннее в будущем среди опытных коллег на практике; 43% считают, что выполняют чрезмерное количество действий и их необходимо структурировать и, возможно, видоизменить. У части опрошенных получено альтернативное мнение: 79% заявили, что успешная сдача практикоориентированного этапа аккредитации не отражает достаточный уровень знаний; 59% - ОСКЭ не гарантирует полную информацию для понимания действий формирующих профориентационный навык, который в дальнейшем надо применить в реальной практике.
Результаты
Для проверки зависимости результатов опросника от итогов прохождения аккредитации был выбран непараметрический критерий Краскела-Уолисса. Результаты теста определили, что статистически различия значимы в ответах на анкетирование до и после прохождения ОСКЭ (p <0,003). Также, различия были отмечены в ответе на количество совершаемых действий и слов (комментарии к ответу) аккредитуемого. Большинство студентов считают, что действия должны быть более структурированными и акцентированными на основополагающие элементы практического навыка. Проговаривание каких-либо действий не должно считаться выполненным действием в связи с сохранением алгоритма навыка в кратковременной памяти.
Выводы
Проведение ОСКЭ должно совершенствоваться и учитывать мнение, не только экспертов, но и студентов, так как их успешное прохождение аккредитации влияет на дальнейшее профессиональное развитие. Акцентуация должна быть на полноценность выполнения практических действий аккредитуемым.
Виктория Григорьева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.