Автор(ы): Лашина Г.В.
Город: Уфа
Учреждение: ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации»
Актуальность
В свете субъектно-деятельностного подхода, особое значение имеют активные творческие методы обучения, такие как методика симулированный пациент. Проблемой настоящего времени является отсутствие стандартизированных пациентов на базе учреждения дополнительного профессионального образования.
Учитывая, что определенная доля слушателей учреждения дополнительного профессионального образования является медицинскими работниками с достаточным профессиональным опытом, предлагается использовать их в роли «слушатель-симулированный пациент», способных воспроизвести клинический случай/состояние по своей специальности, согласно практико-ориентированным образовательным программам с применением субъектно-деятельностного подхода.
Цель
Определить эффективность методики «слушатель-симулированный пациент» с применением субъектно–деятельностного подхода, направленной на развитие коммуникативных компетенций специалистов со средним медицинским образованием в процессе обучения по ДПП ПК на базе ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации».
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе центра аккредитации и симуляционного обучения ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» на циклах повышения квалификации по специальности «Сестринское дело». Группы подразделялись на контрольную и экспериментальную по 24 человека, приблизительно равные по возрастному составу. В группе возраст большей части (58%) слушателей 45-59 лет, численность старше 60 лет составило 8%, слушателей 30-44 года (21%), остальные слушатели были 20-29 лет (13%). Профессиональный стаж в медицинских организациях составляет от одного года до 48 лет. В экспериментальной группе практические занятия проводились по методике «слушатель-симулированный пациент» с применением субъектно–деятельностного подхода.
Принимая во внимание идеи контекстного обучения, о том, что организация учебного процесса должна обеспечить переход учащегося из позиции слушателя в позицию специалиста, а затем «трансформацию учебной деятельности в профессиональную» во время проведения занятий слушателям, из числа наиболее опытных, предлагалось участвовать в новой для себя роли, «слушатель-симулированный пациент».
На основе разработанного СИМа коммуникативного поведения «Трудный пациент. Вызов на дом к пациенту с ХОБЛ» с практической реализацией в симуляционном кабинете «Организация ухода за больным», был положен кейс, максимально реалистичный и часто встречающийся в повседневной деятельности медицинской сестры.
Основываясь на работах С. Л. Рубинштейна слушателю-симулированному пациенту предоставлялась возможность проявить себя творческой, самостоятельной личностью, поставив себя в роль «реального пациента», вращающейся в ином формате, т.е. обучающейся, сопоставляющей свой взгляд на психологическое восприятие болезни со взглядами своих коллег. Слушателям также определялась задача быть субъектом–хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Обязательным условием во время проведения симуляционного занятия являлось видео фиксация всех шагов деловой игры/тренинга.
Методы исследования: тестирование, письменный опрос-анкета, сравнительный анализ уровня сложности и индекса дискриминации.
Результаты
По результатам исследования можно судить, что уровень сформированности коммуникативной компетентности стал выше и в контрольной, и в экспериментальной группе. Слушатели успешно проявляют коммуникативные умения и навыки применительно ситуации беседы, а также имеют в целом более высокий уровень эмпатии; активно проявляют обратную связь в общении и используют приемы активного слушания, вербальные и невербальные средства.
Слушатели экспериментальной группы, оцениваемые по выбранным критериям, по завершению симуляционного занятия, показали лучшие результаты по сравнению со слушателями контрольной группы:
• проблема психологической готовности к работе в условиях совместной деятельности, при обращении с уточняющими вопросами к симулированному пациенту/ слушателю-симулированному пациенту (экспериментальная группа-в начале занятия 29% слушателей., в конце занятия 8%слушателей.; контрольная группа-в начале занятия 31% сл., в конце занятия 15% сл.);
• затруднение навыков и умений в общении в нестандартных ситуациях (экспериментальная группа-в начале занятия 12% сл., в конце занятия 4%сл.; контрольная группа-в начале занятия 10% слушателей, в конце занятия 7% сл.);
• отсутствие самоконтроля и коррекции своих действий слушателями (экспериментальная группа-в начале занятия 25% сл, в конце занятия 4%сл.; контрольная группа-в начале занятия 29% сл., в конце занятия 21% сл.);
• рефлексия, как адекватная самооценка себя как специалиста и субъекта профессиональной деятельности и межличностного общения (экспериментальная группа-в начале занятия 8% сл., в конце занятия 75%сл.; контрольная группа-в начале занятия 34% сл., в конце занятия 58% сл.).
Индекс дискриминации составил 0,5 в контрольной группе и, практически, столько же в экспериментальной - 0,6, что говорит о целесообразности проведения практического задания в обеих группах, при этом уровень сложности станции составил 75,3% и 77,2% соответственно.
Обсуждение
Использование субъектно-деятельностного подхода при реализации методики «Слушатель-симулированный пациент» в процессе дополнительного профессионального образования обеспечивает высокий уровень усвоения навыков общения в силу высокого коэффициента задействованности слушателей в учебной работе, соблюдения преемственности в формировании умений, соответствия способов обучения и темпа прохождения материала характеру задач и его индивидуальным возможностям.
Выводы
Исследование показывает, что чем больше развита коммуникативная компетенция у слушателей, тем интенсивнее их совместная творческая деятельность.
«Слушатель-симулированный пациент» в контексте субъектно–деятельностного подхода – это эффективная педагогическая методика, которая может быть предложена для отработки навыков клинического мышления и общения в учреждениях дополнительного профессионального образования медицинских работников.
Гузель Лашина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.