Автор(ы): З.А. Плотоненко, Н.А. Невская
Город: Хабаровск
Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России
Актуальность
В течение 10 последних лет в Дальневосточном государственном медицинском университете, г. Хабаровск успешно работает симуляционный центр. Сотрудниками базовой кафедры педиатрии, неонатологии и перинатололгии с курсом неотложной медицины ИНПОА проводится подготовка специалистов по направлению "Неонатология", подготовка осуществляется с использованием фантомов, тренажеров и высокотехнологичных роботов-симуляторов доношенных и недоношенных новорожденных. Цикл «Неонатальная реанимация» для сотрудников учреждений родовспоможения Хабаровского края обязателен к регулярному прохождению и включен в план Министерства здравоохранения Хабаровского края по снижению младенческой смертности (МС) на территории Хабаровского края.
Система обучения по вопросам неонатальной реанимации в течение 20 лет применения прошла путь от традиционного аудиторного обучения реанимации новорожденных (объяснение теории с мультимедийной презентацией) до практического обучения на базе симуляционного центра, где обучение начинается с освоения простых тренажеров низкой реалистичности, а затем процесс обучения происходит с применением фантомов доношенных и недоношенных новорожденных с максимальной степенью реалистичности и обратной связью.
Изменившиеся подходы в образовании по специальности «Неонатология» существенно улучшили уровень подготовки по данному направлению в технике проведения манипуляций. Известно, что симуляция - это всего лишь технические приемы, но специалистам полезно не только совершенствование техники и отработка клинической ситуации, а также способность работать в команде, моделирование приемов в зависимости от условий реализации. Таким образом, реализовать сценарии клинических случаев и обеспечить их разбор при обучении с помощью высокоточного профессионального симуляционного оборудования специалисту понятнее и доступнее по сравнению с традиционным обучением.
Цель
Выявить различия эффективности обучения различными способами преподавания.
Материалы и методы
Объектом исследования выступили экзаменационные ведомости врачей-неонатологов за последние 20 лет. Кадровый состав неонатологов Хабаровского края оставался практически неизменным. Предметом исследования является динамика оценки знаний и практической подготовки специалистов неонатологов по данным оценки преподавателя.
Экзаменационные ведомости были разделены на периоды:
- традиционное обучение – с 2002 по 2012 г
- симуляционное обучение - с 2012 по 2022 г.
Результаты
До 2012 года в экзаменационных ведомостях нет отметки о сдаче практических навыков, оценка выставлялась общая, с учетом уровня теоретической подготовки по предмету, средняя оценка среди специалистов составляла 5 баллов. Уровень МС в 2012 году – 14%0.
С с 2012 года, с началом работы с симуляционными технологиями, уровень и стабильность демонстрации практических навыков по реанимации новорожденных был крайне низким, командная работа отсутствовала полностью.
С 2012 года по 2018 год подготовка медицинских специалистов и работа в симцентре проходила на тренажерах низкой реалистичности и существовала возможность оценки навыков исключительно визуально преподавателем, без обратной связи со стороны тренажера. К 2018 году уровень подготовки стал отличным по базовому уровню практических навыков, но оставался удовлетворительным по командной работе при реанимации новорожденных. Уровень МС в 2018 году – 6%0.
Последние два года обучения — это период комбинированного использования различной степени реалистичности тренажеров и симуляторов, с обязательной автоматической обратной связью, что демонстрирует повышение уровня практической подготовки, включая командную работу, до 5 баллов. Показатель МС в 2021 году 4,1%0.
Выводы
Наличие оборудования разной степени реалистичности от низкой до высокой – это преимущество в подготовке специалистов различного уровня подготовки. Использование только однотипного постоянного набора симуляторов не предоставляет возможность расширить и реализовать клинические сценарии. Обучение медицинских специалистов всегда начинается с освоения и получения устойчивого мануального навыка на простых тренажерах невысокого уровня реалистичности с последующим успешным освоением высокотехнологичных фантомов с возможностью обратной связи.
Симуляционное образование улучшает качество практической работы и формирование команды специалистов в родовспомогательных учреждениях.
Нина Невская
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.