Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Применение технологий виртуальной реальности для подготовки специалистов в области здравоохранения

Применение технологий виртуальной реальности для подготовки специалистов в области здравоохранения

Автор(ы): Лопатин З.В., Копылов Е.Д.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России

Актуальность

Цифровая трансформация здравоохранения направлена не только на совершенствование механизмов учета и быстрой аналитики данных, но и на внедрение новых технологий в процесс подготовки специалистов здравоохранения. Автоматизация и цифровизация способствовала техническому развитию симуляционного обучения. Поиск новых и эффективных методов подготовки врачей является актуальной задачей медицинского образования.

Цель

Оценить возможность интеграции VR-технологий в образовательные программы высшего образования.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России и состояло из нескольких этапов:
• изучены возможности симуляторов виртуальной реальности;
• проведен анализ образовательной программы по специальности «Лечебное дело»;
• разработано методическое пособие для подготовки к практическим занятиям с использованием VR-симулятора;
• проведено исследование удовлетворенности обучающихся применением VR-симуляторов в фокус-группе (34 студента 5-6 курсов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»).

Результаты

VR-технологии сегодня позволяют изучать и отрабатывать широкий перечень навыков, т.к. данный метод не ограничен физическими объектами и пространством. В VR могут находится абсолютно любые объекты, любого размера, формы и физических свойств, они могут быть статичными и интерактивными, например, термометр, аппарат для измерения давления, виртуальные панели. Однако, виртуальная реальность остается виртуальной, что делает недоступными тактильные ощущения поверхностей виртуальных объектов. Симуляторы позволяют развивать и оценивать клиническое мышление у обучающихся, соответствие действий и тактики лечения заболеваний соответствующим протоколам оказания медицинской помощи.
Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» разработана в соответствии с требованиями ФГОС3++ и федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 №435н практическая подготовка обучающихся может осуществляться на клинических базах только после успешного освоения практических навыков. Учитывая возможности оценки алгоритмов оказания медицинской помощи виртуальные симуляторы следует включать в образовательную программу на старших курсах обучения (4-6 курс). Следует отметить, что алгоритмы базовых манипуляций изучаются также в рамках 2-3 курсов, однако у обучающихся еще не сформировано клиническое мышление и обучение может быть недостаточно эффективным.
Для подготовки обучающихся к занятиям с использованием симулятора виртуальной реальности разработано методическое пособие «Амбулаторный прием». Кроме технических основ взаимодействия с виртуальным пациентом, в пособии отражены компетенции, которые могут быть сформированы с использованием VR-симуляторов.
Оценка удовлетворенности обучающихся проводилась методом фокус-группы. Перед началом занятия студентам необходимо оценить уровень собственных практических навыков по 10-ти бальной шкале. Половина исследуемых (17 человек - 50%) отметила недостаточный уровень коммуникации с пациентом, 14 человек (~40%) - низкий уровень навыков физикального осмотра. Среди других вариантов ответов отмечались: недостаточный уровень клинического мышления и низкий уровень навыка интерпретации данных лабораторных исследований.
Практическая часть заключалась в выполнении клинического кейса: последовательный сбор анамнеза, физикальное исследование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, назначение дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования и их последующая интерпретация в условиях виртуальной реальности, назначение лечения. Длительность работы ограничивалась 30 минутами, в течение которых было необходимо установить диагноз, назначить соответствующее лечение и ознакомиться с итоговыми результатами работы. Интерпретация удовлетворенности осуществлялась по результатам тестирования в конце занятия.
Средний балл оценки ожидаемых впечатлений от занятия с использованием VR-симулятора составил 9,8 баллов из 10 возможных. Среднее значение удовлетворенности симуляцией амбулаторного приема составил 9,6 баллов.
Участники исследования высказывались о высоком уровне медицинской достоверности, высоком качестве изображений и комфортном пребывании в виртуальной реальности в течение всего времени выполнения кейса.

Выводы

Виртуальная реальность – это реально доступная технология подготовки специалистов различного профиля. Практически безграничные возможности симуляции обеспечивают высокую реалистичность и позволяют отрабатывать клинические навыки без рисков для пациентов, обучающихся и оборудования. VR-симуляторы могут быть интегрированы в образовательные программы, в том числе в подготовку врачей-участковых, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Подготовленное методическое руководство может использоваться в практической педагогической деятельности и для подготовки к занятиям. Обучающиеся высоко оценили возможности и качество виртуальной симуляции во время проведения исследования. Таким образом, технологии виртуальной реальности рекомендуется использовать в медицинском образовании для повышения квалификации и подготовки врачей.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Захар Лопатин

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: