Сравнительный анализ процедуры аккредитации медицинских кадров в России и Казахстане

Автор(ы): Фалчари Р.А., Овсянникова Е.Г., Остроухова Э.В., Кемелова Г.С., Изтлеуов Е.М.

Город: Астрахань

Учреждение: ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России

Актуальность

С 2016 года в России постепенно внедряется процедура аккредитации медицинских специалистов, зарекомендовавшая себя в качестве достаточно эффективной формы оценки уровня компетенции медицинского работника без ущерба для реальных пациентов ввиду развития симуляционного компонента. Казахстан запустил аналог процедуры аккредитации в 2015 г., тем самым став первооткрывателем в этом вопросе среди стран бывшего СНГ. Сравнительный анализ процедуры аккредитации медицинских кадров в России и Казахстане важен для дальнейшего развития здравоохранения и медицинского образования двух стран.

Цель

Провести сравнительный анализ процедуры аккредитации медицинских кадров в России и Казахстане.

Материалы и методы

Для реализации данной цели мы использовали материалы, предоставленные Центром симуляционных и образовательных технологий НАО Медицинского Университета Караганды и Медицинским центром ЗКМУ имени Марата Оспанова (Казахстан).

Результаты

Проведенный сравнительный анализ позволил сформулировать ряд сходств и отличий между двумя аналогами аттестации, имеющих те или иные преимущества с обеих сторон.
Первичная аккредитация специалиста для выпускников специалитета в Казахстане носит название итоговой государственной аттестации (ИГА) и проводится по завершению образовательных программ бакалавриата (5 лет). Можно отметить ряд сходств с отечественной процедурой в виде наличия компьютерного тестирования на первом этапе и прохождения станций группового объективно-структурированного клинического экзамена (ГОСКЭ) на втором этапе.
Однако, существуют и значительные отличия. Например, ГОСКЭ включает в себя 8 станций неотложной помощи (бронхообструкция, внебольничные роды, внезапная смерть, инсульт, инфаркт миокарда, судорожный синдром и т.д.), предназначенных для работы в команде. Отечественная же процедура отличается индивидуальной оценкой, более разносторонней направленностью (наличие станций физикального осмотра, диспансеризации, сбора жалоб и анамнеза), а также наличием третьего этапа (решение клинических кейсов).
Аналог первичной специализированной аккредитации, реализуемый в Казахстане после окончания интернатуры (2 года), имеет более существенные сходства с отечественной процедурой, так как проводится Национальным центром независимой экзаменации (НЦНЭ), носит название Независимой экзаменации и минимизирует участие ВУЗов в разработке оценочных материалов, что соответствует роли, отведенной Методическому центру аккредитации специалистов, Федеральному аккредитационному центру и Министерству здравоохранения в рамках организации аттестации медицинских кадров в России.
Данная процедура также имеет 2 этапа, как и в России, включая в себя тестирование (100 вопросов и 2 часа времени) и прохождение 3-5 станций неотложной помощи (например, анафилактический шок, инсульт, внезапная сердечная смерть, травма, коммуникативные навыки) в зависимости от направления. Практикоориентированный этап в России, однако, содержит прохождение еще и клинических задач, как уже было сказано выше.
Необходимо отметить, что для выпускников интернатуры в Казахстане, в отличие от российских коллег, процедура независимой экзаменации является платной и производится за счет средств ВУЗа (11600 тенге на одного человека).

Выводы

Форма аттестации будущих медицинских работников отличается в России и Казахстане, сохраняя, при этом, свою преимущественную практическую направленность, стремление к объективности системы оценивания и использованию симуляционных технологий. Отечественная процедура аккредитации специалиста, в свою очередь, является экономически менее затратной для ВУЗов, более индивидуализированной в отношении сдающих и более разнонаправленной в отношении ее методического наполнения. Однако, ввиду оптимизации количества этапов экзаменации, медицинские ВУЗы Казахстана и их сотрудники менее загружены и подвержены кадровым дефицитам в период разгара аттестационных процедур, что нельзя сказать о работе аккредитационных площадок в России.

Тема: Аккредитация, оценивание
Элина Кесплери

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: