Обучение у постели больного с точки зрения преподавателей, студентов и пациентов

Автор(ы): А.В. Байков, Т.Л. Шахбатян, Л.Дж. Петросян, Э.А. Оганнисян, А.Э. Туманян

Город: Ереван, Армения

Учреждение: Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци

Актуальность

Обучение у постели больного веками являлось одним из самых эффективных способов подготовки врачей. Оно традиционно считается ключевым элементом клинического обучения, поскольку позволяет студентам участвовать в ряде реальных процессов, связанных с профессиональной деятельностью врача, что было бы невозможно осуществить в аудитории у доски. Многие врачи, мыслители и философы высказывались о важности клинического опыта в медицинском образовании вообще, и о приобретении навыков исследования пациентов и способности оформлять истории болезни уже во время учебы в частности.

Цель

С целью выяснения современного состояния проблемы обучения у постели больного была проанализирована англоязычная литература за последние два десятилетия, с сопоставлением со спектром методик и формами обучения, применяемыми в Ереванском государственном медицинском университете им. М. Гераци (ЕГМУ).

Материалы и методы

Данное исследование является литературным обзором. Были отобраны 52 статьи, 27 из которых соответствовали критериям включения. Все статьи были получены из интернет-источников с открытым доступом. Для поиска статей использовались ключевые слова «bedside teaching, clinical teaching, medical education, clinical teaching benefits, bedside teaching decline, clinical skills». Статьи, посвященные медицинскому образованию в условиях COVID-19 были исключены. Для сравнения состояния вопроса с контекстом системы высшего медицинского образования в Республике Армения (РА) были использованы данные ЕГМУ.

Результаты

Тщательный анализ литературных данных свидетельствует, что обучение у постели больного в целом воспринимается положительно участниками процесса (клинические преподаватели, студенты и пациенты). Несмотря на некоторые неудобства, эффективность занятий у постели больного достаточно велика с точки зрения преподавателей и студентов. Готовность пациентов на согласие на участие в занятиях зависит от национальной, этнической, религиозной, половой принадлежности, а также от возраста и социального класса. В основном женщины пожилого возраста с удовольствием проявляют желание быть вовлеченными в процесс обучения, они с удовольствием общаются со студентами и врачами-преподавателями по поводу собственного здоровья. Соотношение студенты/пациенты имеет ощутимое значение для эффективности занятий у постели больного, т.к. большое количество студентов в основном негативно воспринимается пациентами. Наиболее целесообразна организация занятий малыми группами (по 5-6 студентов). Однако некоторые пациенты принципиально против своего вовлечения в клинические занятия по не всегда понятным причинам. Введение практики дачи информированного согласия пациентом на этапе поступления в университетскую клинику поможет облегчить планирование клинических занятий. В РА обучение у постели больного зачастую воспринимается как нарушение конфиденциальности, в особенности при обсуждении деликатных вопросов, подобная закономерность замечается в восточных странах, тогда как в западных странах пациенты чаще проявляют готовность к участию. Мы склонны считать отказы некоторых пациентов в РА от участия в клинических занятиях феноменом «малой страны». Профессионализм и педагогический опыт преподавателя также имеет важное значение для успешного применения методики обучения у постели больного. Некоторое регресс в применении методики занятий у постели больного может быть обусловлен открытием в ЕГМУ симуляционного образовательного центра и интегрированием его в учебных процесс, одновременно отмечается значительное повышение уровня преподавания и освоения клинических навыков.

Обсуждение

Обучение у постели больного в больничной палате предполагает непосредственную коммуникацию студента, врача-преподавателя и больного, которая, однако, не всегда бывает успешной. Несмотря на важность этой формы обучения, она постепенно вытесняется из набора методик обучения медицинских вузов, так как в организации процесса возникают проблемы, значительно снижающие эффективность обучения, в связи с чем, высшие учебные заведения в настоящее время зачастую не принимают меры по ее поддержанию и развитию. Помимо этого, в XXI веке внедрение инновационных образовательных технологий несколько затмило эту форму обучения. Однако нельзя забывать, что владение современными технологиями не может в полной мере вооружить будущих врачей необходимыми профессиональными навыками. Общение с пациентом и демонстрация эффективных коммуникативных навыков являются одними из важнейших обязанностей врача. Получения теоретических знаний на занятиях без применения их на практике с реальным пациентом недостаточно для успешной карьеры врача. Дефицит институциональных средств и большое количество студентов также могут привести к снижению эффективности этой формы обучения.

Выводы

Для преодоления существующих проблем необходима методологическая реформа с организационными решениями, позволяющими в полной мере сохранить и развить обучение у постели больного как классическую форму клинического медицинского обучения в современном исполнении для обеспечения надлежащего формирования профессиональных коммуникативных навыков будущих врачей.

Тема: Коммуникативные навыки
Арам Байков

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: