Автор(ы): Рудин В.В., Кабирова Ю.А., Мусакулова Н.В.
Город: Пермь
Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
Актуальность
Нестандартные условия работы в условиях новой коронавирусной инфекции, показали, что четко выстроенная командная работа внутри больницы и эффективное взаимодействие врачей помогают вырабатывать нестандартные решения за короткое время. В то время как ситуация неопределенности, необходимость адаптации к новым условиям способствуют развитию стрессовых состояний. На базе федерального аккредитационного центра ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера были проведены обучающие курсы повышения квалификации «Неотложная помощь. Симуляционно-образовательный курс» для врачей акушерских стационаров по специальностям: акушерство и гинекология, неонатология, анестезиология-реаниматология. Самым важным ресурсом для достижения результата являются высококвалифицированные специалисты, поэтому для проведения мультидисциплинарного тренинга была создана эффективная мультидисциплинарная команда преподавателей различных кафедр нашего университета.
Цель
Цель междисциплинарного командного тренинга – это оценка уровня готовности к командному взаимодействию специалистов при терапии неотложных состояний в акушерстве и неонатологии.
Результаты
Организация обучения была построена от простого к сложному : от профильных мини-тренингов по каждой специальности, коммуникационного тренинга по профессиональным навыкам общения при неотложных состояниях до мультидисциплинарного тренинга с использованием симуляторов высокой реалистичности и стандартизированных пациентов. При такой форме деятельности и этапности обучения от простого к сложному и моделировании экстренной ситуации, погружающей их в атмосферу, приближенную к реальной практической деятельности, обучающиеся имеют возможность проанализировать и многократно повторить действие, исправив его после дебрифинга на каждом этапе.
При создании тренинга были выбраны следующие ситуации: неотложная помощь в приемном отделении при преэклампсии, выбор тактика родоразрешения а также реанимация и стабилизация состояния новорожденного. Междисциплинарный командный тренинг проводился в 2 этапа: в приёмном отделении и отделении реанимации новорожденных.
Роли сотрудников родильного дома выполняли курсанты, на руках у них были предварительные вводные инструкции согласно исполняемой игровой роли: врач акушер-гинеколог, акушерка, врач неонатолог, неонатальная медсестра, врач анестезиолог-реаниматолог, медсестра анестезистка.
По сценарию, в приемное отделение многопрофильной больницы с жалобами на головную боль, тошноту и схватки поступает женщина предположительно 39 недель беременности. Констатированы регулярные схватки по 35-40 секунд через 2,5-3 минуты, периодические потуги, подтекание вод и выраженные отеки. На учете в женской консультации не состояла.
В приемное отделение были вызваны акушер-гинеколог и анестезиолог-реаниматолог. В родовом зале, при совместной работе анестезиологической и акушерской бригад проводилось родоразрешение с использованием наложения щипцов и дальнейшим ушиванием влагалища. Далее к работе подключалась бригада неонатологов, принимающая ребенка, проводящая первичные мероприятия, а так же – сердечно легочную реанимацию новорожденному.
На основании вводного сценария курсанты приступали к оказанию неотложной помощи согласно своих ролей, другая часть курсантов выступали в качестве экспертов просматривала происходящее в режиме видео-трансляции с одновременным заполнением чек-листов по каждой специальности. Также оценивали чек лист по коммуникациям. Далее, проводилось обсуждение каждого этапа тренинга, анализ и обсуждение итогов всего тренинга.
Обсуждение
Было проведено 7 циклов повышения квалификации, на которых обучение прошли 72 специалиста из роддомов города Перми и Пермского края. Анкетирование показало, что большая часть врачей (76%) выбрали тренинги предпочтительной формой учебной деятельности в процессе повышения квалификации, и максимально оценили эффективность командного тренинга.
Выводы
Анализ результатов командной работы и данных анкетирования обучающихся показали разную степень вовлеченности в тренинг, зависимость стрессовой устойчивости к работе в нетипичных условиях в зависимости от возраста и специальности, а также определенную стереотипированность профессионального поведения и неготовность выхода за рамки специальности. Кроме того, опыт проведения тренинга показал высокое значение командного взаимодействия при оказании неотложной помощи. Проведение проблемных тренингов мультипрофильных медицинских бригад по типичным неотложным ситуациям с учетом локальных особенностей ЛПУ региона способствует повышению эффективного взаимодействия при неотложных ситуациях. Преимуществами такого варианта симуляционного обучения являются хорошая выживаемость неотложных навыков, соблюдение критериев качества оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.
Юлия Кабирова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.