Автор(ы): Яриков А.В.1,2, Перльмуттер О.А.3, Фраерман А.П.3, Столяров И.И.4, Горбатов Р.О.5, Мухин А.С.6
Город: Нижний Новгород
Учреждение: Приволжский окружной медицинский центр ФМБА
Актуальность
Традиционная система подготовки медицинских кадров СССР и России, принятая на протяжении большей части XX века, создала поколения квалифицированных врачей. Тем не менее, масштабные изменения, начавшиеся на рубеже тысячелетий, стали революцией в области медицинского постдипломного образования. Аддитивное производство (3d печать) – это сравнительно новый метод получения изделия путем послойного нанесения материала.
Цель
создание методики использования симуляционных технологий с применением технологий 3D печати в подготовке врачей-нейрохирургов
Материалы и методы
Существует множество различных методов 3d печати
Рассмотрим наиболее распространенные из них.
I. Экструзионный:
• технология послойного наплавления (fused deposition modeling, FDM).
II. Фотополимеризация:
• лазерная стереолитография (laser stereolithography, SLA);
• цифровая светодиодная проекция (digital light processing, DLP).
III. Порошковый:
• электронно-лучевая плавка (electronbeam melting, EBM);
• выборочная лазерная плавка (selective laser melting, SLM);
• выборочное лазерное спекание (selective laser sintering, SLS);
• прямое лазерное спекание металлов (direct laser metal sintering, DLМS).
IV. Ламинирование:
• изготовление объектов методом ламинирования (laminated object manufacturing, LOM).
V. Струйный:
• струйная трехмерная печать (three-dimensional printing, 3DР).
Чтобы после окончания медицинского ВУЗа быть на лидирующих позициях и в конкурентной борьбе за вакантные рабочие места, надо максимально оперативно воплощать новые технологии в образовательный процесс.
Результаты
Применение аддитивных технологий 3d печати в образовательном процессе открывает новые возможности, как для преподавателей, так и для клинических ординаторов.
Использование 3d принтеров в медицинском образовательном процессе позволит:
• вовлечь студентов и ординаторов в научную и исследовательскую работу;
• сделать процесс обучения интересным и понятным;
•стимулировать творческую и техническую деятельность каждого обучающегося;
• развивать пространственное мышление;
•визуализировать анатомические структуру и развить знания топографической анатомии;
•проводить экспериментальные исследования в нейрохирургии;
• развивать мышление в сфере медицинского моделирования, формировать творческие способности, развивать воображение и фантазию;
•приобрести понимание значимости аддитивных технологий в развитии современного науки и медицины;
Обсуждение
В особенности важны данные вопросы в нейрохирургии, где нужно не только непрерывное совершенствование и оттачивание мануальных навыков, но и постоянное закрепления знаний по нормальной и патологический анатомии, топографии и др. Отработка мануальных навыков позволяет придать уверенность врача в условиях высокого стресса, непредвиденных ситуаций и отточить движения. В настоящее время в России введен проект о непрерывном образовании медицинских и фармацевтических работников, что активизирует специалистов к участию в различных конференциях, мастер-классах, школах и семинарах. В рамках данных мероприятий зачастую проводятся курсы по совершенствованию мануальных навыков, где они оттачиваются на муляжах. 3d прототипы позволяет изготавливать прототипы с высокой точностью соответствия анатомическим объектам. Кроме того, они обеспечивают прецизионную симуляцию большинства характеристик костной ткани для достижения максимально реалистичных ощущений хирурга при работе с инструментарием, а также во избежание разрушения и деформации изделия при выполнении пропила. В нейрохирургии симуляционные 3d прототипы также нашли широкое применение. Они используются для отработки доступов к спинному мозгу и телам позвонков, а также других оперативных вмешательств – стабилизации позвоночника, микродискэктомии, вертебропластики. Кроме того, 3d печать позволяет оттачивать навыки в хирургии деформаций позвоночника.
В период с 1988 по 2015 г. среднегодовой темп прироста рынка 3d печати составил 26,2%. Производство индивидуальных медицинских изделий становится все более доступным, простым и дешевым.
Выводы
Таким образом, динамично развивающиеся современные технологии 3d печати все глубже внедряются в нейрохирургию, обеспечивая возможность осуществлять качественное освоение мануальных навыков и улучшать результаты проводимых хирургических вмешательств. Необходимо внедрять 3d технологии в медицинское образование, чтобы наше образование было более конкурентоспособным, чтобы в будущем на рынке труда выпускники Российских медицинских ВУЗов стали востребованными специалистами, готовыми работать по новым мировым стандартам.
Учреждения:
1Приволжский окружной медицинский центр ФМБА, г. Нижний Новгород,
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
3Городская клиническая больница №39, г. Нижний Новгород
4Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА, г. Красноярск
5Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
6Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток
Антон Яриков
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.