Конференции / РОСОМЕД-2022 - XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Формирование профессиональных качеств специалиста сестринского дела в процессе дуального обучения

Формирование профессиональных качеств специалиста сестринского дела в процессе дуального обучения

Автор(ы): Белькова Л.В., Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Высшее сестринское образование в Российской Федерации перешагнуло 30-летний рубеж , претерпев за это время множество реформ и трансформаций. Самый первый образовательный стандарт был направлен на подготовку работающих специалистов сестринского дела в качестве управленцев –менеджеров сестринских служб . Абитуриенты со средним профессиональным образованием уже имели определенный стаж и опыт работы в медицине и не нуждались в дополнительной мотивации к обучению в вузе. Факультет высшего сестринского образования Тюменского государственного медицинского университета, открытый в 1996 году, в этот период подготовил более 1200 менеджеров здравоохранения, которые до сих пор составляют костяк руководителей сестринских служб региона .Следующий этап развития двухуровневого образования бакалавров, а именно, одномоментный переход на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования –бакалавриат, направление подготовки 34.03.01 Сестринское дело, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 03.09.2015 г. N 964.В соответствии с изменившимися задачами и компетенциями, Министерством образования и науки РФ квалификация выпускника была изменена с бакалавра на квалификацию «Академическая медицинская сестра (академический медицинский брат). Преподаватель». Эта квалификация позволяет выпускникам программы трудоустраиваться не только в системе здравоохранения, но и в качестве преподавателей. Все 100% выпускников факультета высшего сестринского образования трудоустроены, из них в здравоохранении и образовании региона – 96%.

Цель

Целью исследования является выявление наиболее значимых профессиональных качеств в практической деятельности медицинских работников у студентов первого и четвертого курсов бакалавриата по направлению подготовки Сестринское дело Тюменского ГМУ и специалистов сестринского дела.

Материалы и методы

В анкетном опросе приняло участие 63 человека.

Результаты

В ответе на вопрос о профессиональных качествах, которые должны быть присущи медицинской сестре, все респонденты на первое место ставят ответственность; на второе место: студенты 1 курса – умение подбодрить, поддержать пациента (60%), студенты 4 курса – дисциплинированность (64%), медицинские сестры – компетентность (65%); на третье место студенты и практикующие специалисты сестринского дела поставили компетентность и умение принимать быстрые решения.
Наиболее важными личными качествами для медицинской сестры студенты считают терпеливость и выдержанность (50%), эмоциональная уравновешенность (48%), самодисциплина и ответственность (44%), доброжелательность и приветливость (48%); медицинские сёстры придают большое значение таким качествам как терпеливость и выдержанность (70%), эмоциональная уравновешенность (60%), трудолюбие и добросовестность (50%). Отвечая на вопрос о выборе наиболее важных профессиональных способностей медсестры большая часть анкетируемых выбрали способность быстро реагировать на ситуацию.
Большинство участников опроса считают профессионально нежелательным качеством безответственность (71%).

Обсуждение

Наиболее влиятельным фактором, влияющим на профессиональную репутацию, первокурсники и медицинские сестры выделяют отношение к больным (48%), четверокурсники – постоянное саморазвитие (36%). Наиболее привлекательным видом деятельности для студентов является работа в коммерческих медицинских организациях, а практикующих медицинских сестёр – работа в стационаре (90%). Мотивирующим фактором обучения в медицинском ВУЗе у студентов 1 курса – удовольствие от обучения и интерес, желание помогать людям (66%), 4 курса – получение высшего образования (52%).Будем надеяться, что переход бакалавриата по сестринскому делу в укрупненную группу «Организация здравоохранения и общественное здоровье» , появление профильной магистратуры будет дополнительным мотивирующим фактором, повышающим престиж образовательной программы.

Выводы

Проведённое исследование показывает, что студенты направления подготовки Сестринское дело не придают большого значения становлению профессиональных качеств в процессе симуляционного обучения и практической подготовки в медицинских организациях. С приобретением опыта практической деятельности возрастает понимание важности профессиональных качеств.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: