Инновационные средства обучения коммуникативным навыкам в сфере неотложной медицины

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Быстрое развитие новых медицинских технологий, методов диагностики и лечения диктует необходимость внесения изменений в программу обучения врачей на уровне специалитета. За последние 5 лет основной документ, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело, регламентирующий подготовку кадров в высших учебных учреждениях, был дважды пересмотрен. В 2016 году вышел Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 г. № 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению п подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), а в 2020 г. опубликован новый Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. В настоящее время реализуется компетентностный подход в обучении врачей. Разработан перечень компетенций, которые формируются у студентов за весь период обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования по направлению п подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (2016 г.) наряду с профессиональными компетенциями выделена общепрофессиональная компетенция - 2 (ОПК-2): готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности, т.е. уделяется особое внимание формированию коммуникативного навыка. В ФГОС (2020 г.) разработаны две универсальные компетенции (УК), посвященные командной работе и лидерству, УК-3: способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели». Отдельно выделена УК-4, посвященная коммуникации: способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. Таким образом, в основную образовательную программу необходимо вносить изменения и дополнения, направленные на формирование этих компетенций. В настоящее время эти компетенции формируются в рамках дисциплин, начиная с младших курсов, но эффективность обучения различная. Существует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, направленных на формирование УК-3 и УК -4.

Цель

Разработать комплекс средств, способствующих формированию коммуникативных навыков при изучении дисциплины «Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия» у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Результаты

В программе изучения дисциплины «Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия» предусмотрены два обязательных блока: теоретический и симуляционный. На занятиях решается несколько педагогических задач. Основополагающими являются обучение сердечно-легочной реанимации, личностному и профессиональному общению. Для обучения коммуникации предложен новый формат работы над рефератом - методика «Реферат-интервью» с использованием компьютерных технологий в виде двух этапов: «погружения» и «результирующий». Именно на «результирующем» этапе происходит обучение коммуникации, умению вести научную дискуссию, диалог, формировать и представлять собственное мнение.
В качестве инновационной была разработана и внедрена методика «Медицинская мультипликация». Каждой группе была предложена медицинская тема мультфильма, посвященная одному из разделов неотложной медицины. Вовремя работы студенты обмениваются мыслями, деталями проекта, т.е. возникает позитивная коммуникация. Командная работа стимулирует, так называемых, «молчащих» студентов, которые на занятиях не проявляют активности при обсуждении теоретических вопросов.
Одной из проблем при оказании неотложной помощи является быстрое создание команды под руководством лидера, которая может оказать качественную медицинскую помощь. Обучение лидерству является сложным процессом. Роль лидера является ключевой в практической работе врача, т. к. очень часто возникает необходимость организации и координации многих специалистов при оказании неотложной медицинской помощи. Лидерство — это процесс прямого влияния личности на социум, который побуждает и направляет членов команды к действию. Это централизованная форма управления и контроля выполнения задач, в которой один человек оказывает влияние на других. Он стимулирует создание эффективной организации, которая сможет высококачественно решить поставленные задачи. Конечная цель этого процесса — формирование личности лидера, который сможет принять на себя управление командой в экстремальной ситуации. Во время обучения лидер-кандидат приобретает не только устойчивые медицинские знания, но и учится управлению группой, коммуникации, анализу и синтезу.
Поставленная цель достигается при создании определенных педагогических условий, которые реализуются в рамках Модели формирования компетенции, состоящей из трех блоков:
1. Целевой блок необходим для разработки банка дидактических материалов и методических рекомендаций по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия»: интеллект-карта, методика «Реферат-интервью», тематическая мультипликация, набор клинических случаев для проведения симуляционного тренинга, подготовка манекенов и высоко реалистичных роботов к работе. Разработка пакета оценочных средств.
2. Деятельностный блок. Проведение практических занятий по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» с использованием разработанных методик интеллект-карты, «Реферат-интервью», тематической мультипликации, набора клинических случаев для проведения симуляционного тренинга.
3. Рефлексивный блок. Оценка уровня сформированности компетенций

Выводы

Разработанные технологии могут успешно применяться не только при изучении дисциплины «Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия», но и других дисциплин, на которых должны формироваться УК-3 и УК-4.

Тема: Коммуникативные навыки
Светлана Перепелица

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: