Автор(ы): Каушанская Л.В., Бычков А.А., Лелик М.П., Фролов А.А., Астанина М.В.
Город: Ростов-На-Дону
Учреждение: ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
Актуальность
Одной из основных целей национального проекта «Здравоохранение», реализуемого в нашей стране с 2019 по 2024 год, является обеспечение медицинских учреждений высококвалифицированными кадрами.
Разработка новейших технологий в медицине определяет потребность создания и широкого внедрения инновационного подхода к обучению и профессиональной подготовке персонала.
Одной из важнейших проблем в современной России является существенное снижение качества человеческого ресурса.
Повысить качество подготовки медицинских специалистов можно с правильно организованным имитационным обучением.
Материалы и методы
С введением в действие Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
С 2016 года поэтапно аккредитацию начали проходить выпускники медицинских ВУЗов, с 2019 года - лица, получившие высшее образование по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации (программам ординатуры) и дополнительное профессиональное образование.
В 2021 году стартовала периодическая аккредитация, пришедшая на смену сертификации специалистов.
Изучение уровня практической подготовки начинающих врачей выявило, что он не отвечает требованиям высокотехнологичной медицинской помощи.
Сходные проблемы наблюдаются и у специалистов, уже работающих в клиниках. Приобретение практических навыков осуществляется на пациентах с риском для их здоровья и жизни.
В связи с этим образовательный цикл, который должны проходить врачи для получения документа об аккредитации целесообразно проводить не только в теоретическом формате, но и обязательно с включением симуляционного обучения.
В 2012 г. на базе НИИАП ФГБУ ВО РостГМУ Минздрава России был создан симуляционно–аттестационный центр (НИИАП) департамента симуляционного обучения.
Занятия проходят в профильных учебных зонах, которые состоят из классов, имитирующих родильный зал, отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделения анестезиологии и реаниматологии с использованием высокотехнологичных виртуальных медицинских тренажеров: компьютерной беспроводной системы симуляции родов Noelle, имитатора рождения ребенка SimOne, манекена новорожденного NewBorn, компьютеризированного манекена недоношенного ребенка PremiHal, робота-симулятора недоношенного новорожденного PAUL, беспроводного манекена новорожденного ребенка для отработки оказания помощи в неонатологии Luna, манекена младенца для обучения СЛР Брайден Бэби, мобильного дистанционного манекена женщины Susie, педиатрического компьютеризированного робота-симулятора ребенка PediaSim, робота-симулятора взрослого пациента Аполлон, а также тренажеров, предназначенных для отработки различных мануальных навыков.
Курсанты в первый день проходят тестирование, и с целью выявления уровня практических навыков им предлагается решение ситуационных задач.
Перед проведением занятия формируются команды, и предоставляется клиническая ситуация. Слушатели находятся в симуляционном классе, оснащенном роботом-манекеном, медицинским оборудованием, инструментами, медикаментами. Обстановка занятия максимально приближена к реальной клинической ситуации. После обучения на циклах проводится итоговое тестирование теоретических и практических знаний. Одновременно курсанты оценивают собственные знания до и после проведения курса обучения (по 10-ти бальной системе).
Результаты
На базе симуляционно-аттестационного центра (НИИАП) департамента симуляционного обучения в 2021-2022 году прошли обучение и аккредитацию 350 студентов педиатрического факультета, ординаторы: акушеры – гинекологи – 40, педиатры – 26, неонатологи – 6, детские эндокринологи – 4.
Был проведен опрос, в котором участвовали 70 студентов шестого курса педиатрического факультета, 36 ординаторов различных специальностей. Опрос показал, что большинство опрошенных студентов, более 50% высказали желание увеличить число занятий на базе симуляционно-аттестационного центра, в том числе на предыдущих курсах обучения. Ординаторы в большинстве отметили, что им интересно решение сложных симуляционных задач.
При оценке студентами освоения практических умений за время занятий по неонатологии и интенсивной помощи в педиатрии выявлено, что лучше освоенными навыками были названы проведение сердечно-легочной реанимации и интубация трахеи.
В нашем центре также совершенствуют свои практические навыки врачи родовспомогательных учреждений.
Специалисты отрабатывают навыки оказания ургентной помощи матерям и новорожденным детям в условиях ограниченного промежутка времени.
За этот же период (2021-2022 гг.) в центре прошли обучение 400 врачей родовспомогательных учреждений. Распределение врачей по уровню акушерского стационара представлено следующим образом: 11,3% работают в стационаре первого уровня, 63,3% работают в стационаре второго уровня и 25,4% - третьего. Средний возраст врачей составил 43,7±1,6 года. Стаж работы у слушателей разнообразен, больше всего на цикл обучения приезжают врачи со стажем работы от 5 до 10 лет (43,6%) и свыше 20 лет (31,3%), а также обучение проходят слушатели со стажем до 5 лет (25,1%).
Выводы
Применение симуляционного обучения в подготовке молодых специалистов позволяет обеспечить эффективность и безопасность оказываемой в дальнейшем медицинской помощи.
Симуляционное обучение является необходимым этапом в совершенствовании мануальных навыков врачей, тем самым помогая решать вопрос обеспечения квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании. Постоянный тренинг мануальных навыков, опирающийся на современные теоретические медицинские знания, позволит сформировать высококвалифицированных специалистов готовых решать любые, в том числе и нестандартные, клинические задачи.
Людмила Каушанская
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.