Результаты внедрения симуляционного обучения по реваскуляризации головного мозга в практику нейрохирургических отделений (на примере г. Нижний Новгород)

Автор(ы): Логутов А.О., Яриков А.В., Фраерман А.П., Смирнов П.В., Грантковский А.С., Ермолаев А.Ю., Остапюк М.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород,Городская клиническая больница №39, г. Нижний Новгород

Актуальность

Цереброваскулярная болезнь - наиболее частая причина смертности в Российской Федерации. Каждый день регистрируется около 450 тыс. случаев ОНМК, из которых в 70-80% преобладает ишемический инсульт, который может приводить к летальному исходу. Около 20% пациентов, перенесших ишемический инсульт, нуждаются в проведении реконструктивных операций на сосудах головы и шеи. Таким образом, проблема хирургической реваскуляризации головного мозга является весьма актуальной как для всей отечественной медицины, так и для нейрохирургии в частности. Одной из наиболее частых причин ишемического инсульта является атеросклероз. Атеросклеротическое поражение сосудов головы и шеи служит объектом интереса врачей нескольких хирургических специальностей: нейрохирурги, сосудистые хирурги и рентгенэндоваскулярные хирурги.

Цель

Анализ эффективности внедрения cимуляционного обучения по реваскуляризации головного мозга в практику врачей нейрохирургических отделений на примере города Нижний Новгород.

Материалы и методы

Работа по организации симуляционного обучения нейрохирургов навыкам хирургической реваскуляризации головного мозга ведется с 2014 г. Использована оригинальная методика подготовки врачей, предложенная в отделении нейрохирургии «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения г. Москвы» и центре симуляционного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России.
Курс симуляционного обучения продолжительностью 5 дней включает последовательное изучение техник:
1) наложения узловых швов на протезе сосуда нитью 6/0;
2) наложения непрерывного обвивного шва на сосудистом протезе нитью 6/0;
3) вшивания заплаты в дефект сосудистой стенки непрерывным обвивным швом нитью 6/0;
4) наложения сосудистого анастомоза по типу «конец в конец» на аорту свиньи нитью 6/0;
5) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на силиконовую трубку нитью 10/0;
6) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на артерию бедра курицы нитями 9/0, 10/0;
7) наложения анастомоза по типу «конец в бок» на артерию бедра курицы нитями 9/0, 10/0;
8) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на артерию лабораторного животного (крысы) нитью 10/0;
9) наложения анастомоза по типу «конец в бок» на артерию и вену лабораторного животного (крысы) нитью 10/0.
Лекционный материал посвящен проведению следующих оперативных вмешательств: каротидная эндартерэктомия, экстра-интракраниальный микроанастомоз. Из г. Нижний Новгород было проучено 8 врачей-нейрохирургов из 5 нейрохирургических отделений.

Результаты

Проведенная работа по организации обучения нейрохирургов навыкам хирургической реваскуляризации головного мозга позволила с 2015 г. увеличить оперативную активность в нейрохирургических отделениях г. Нижний Новгород. В следующих нейрохирургических отделениях г. Нижний Новгород: ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, ФГБОУ ВО «Университетская клиника ПИМУ», ГБУЗ НО «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко», ГБУЗ «Городская клиническая больница №13», ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №39» (Нижегородский нейрохирургический центр им. А.П. Фраермана) выполняется ежегодно от 10 до 40 реваскуляризирующих операций (каротидная эндартерэктомия, экстра-интракраниальный микроанастомоз). Процент осложнений в этих отделениях не превышает средние по РФ. Особенно важным представляется тот факт, что произошло повышение эффективности нейрохирургической помощи в самом городе, а не перенаправление больных в столичные клиники.

Обсуждение

. Результат проведения реваскуляризирующих операций статистически незначим в зависимости от того, какой врач из данных специальностей ее проводил. Основным фактором, влияющим на исход операции и частоту осложнений, является опыт хирурга и частота выполняемых операций. Благодаря сосудистым хирургам количество операций на сонных артериях растет, но только одними силами сосудистых хирургов данную задачу не решить. Нужно активное участие нейрохирургов, так как у них арсенал оперативных вмешательств не ограничивается вмешательствами на сосудах шеи, а может быть дополнен экстракраниально-интракраниальным шунтированием при выявлении окклюзии магистрального сосуда.
Сосудистая нейрохирургия хоть и начала развиваться в различных регионах, но показатели оперативной активности при стенозах сонных артерий остаются низкими и не соответствуют общемировому уровню. Число обученных врачей в некоторых округах недостаточно. Для полноценного освоения методики наложения экстракраниально-интракраниального микроанастомоза требуется постоянная тренировка и совершенствование мануальных навыков.

Выводы

Оригинальная методика проведения мастер-класса по хирургической реваскуляризации головного мозга показала свою эффективность. Некоторые нейрохирургические отделения начали выполнять эти операции впервые, а в некоторых произошло увеличение количества реконструктивных операций на магистральных артериях головного мозга.
Мотивированность, постоянные тренировки на мастер-классах приведут к повышению хирургической активности в освоении техник реваскуляризирующих операций, что, в свою очередь, приведет к увеличению количества выполненных оперативных вмешательств на сосудах головы и шеи.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Антон Логутов

Новый формат обучения анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии – игровая методика «Я – преподаватель» (пилотный проект)

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Обучение оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи осуществляется на многих дисциплинах специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело, но «Анестезиология, реаниматология, интенсивная терапия» является результирующей, при изучении которой окончательно формируется способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента, включая состояние клинической смерти (остановка кровообращения и/или дыхания). Дисциплина объединяет знания фундаментальных, клинических дисциплин, что требует от студентов систематизации знаний, быстрого поиска правильного решения, что не всегда удается достичь с помощью традиционных методов обучения. В связи с чем, возникает необходимость разработки и апробации на практике новых подходов к обучению на дисциплине

Цель

Разработать и апробировать игровую методику «Я-преподаватель», способствующую формированию профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Материалы и методы

В исследовании приняло участие 13 студентов 6 курса специалитета по специальности Лечебное дело. Студенты разделены на 4 группы по 3-4 человека. Каждая группа получила домашнее задание разработать и провести теоретическое занятие по определенной теме: газовый состав крови и кислотно-основное состояние, растворы для инфузионной терапии, нутритивная поддержка, шок. Студенты разрабатывали план ведения занятия и создавали тематическую викторину, включающую вопросы различной сложности, которые имели оценку в баллах. Обязательными в каждой теме были разделы: анатомия, физиология, патологическая анатомия, клиническая картина, лечение. Группа студентов – «преподавателей» вела практическое занятие по одной их тем и проводила тематическую игру-викторину. В начале викторины команда «преподавателей» представляла правила проведения, объясняла суть игры, порядок начисления баллов, устанавливала время, отводимое на обсуждение вопроса, ситуацию перехода ответа другой команде. После цикла проведено анонимное анкетирование.

Результаты

В создании игры-викторины принимали участие все обучающиеся. Сначала они распределили роли в команде, каждый сделал свою часть работы (формулировка вопросов, поиск правильных ответов, создание макета в программе Power Point и др.), затем они вместе обсуждали каждый вопрос, искали правильные ответы.
Каждая команда - участница стремилась правильно и быстро ответить на вопрос. Выбор вопросов зависел от уровня подготовки и желания обсуждать вопросы, в зависимости от степени сложности. Часть студентов, сразу выбирала сложные вопросы, т.к. у них было желание не только победить, но и систематизировать полученные знания по сложным разделам анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии. В группах активно проходили обсуждение, споры, дискуссия, при этом время ответа на каждый вопрос было ограничено.
Анкетирование показало, что в процесс создания викторины были вовлечены все студенты команды, они вместе составляли вопросы и искали правильные ответы. Результативность обучения высокая, т.к. все обучающиеся считают, что получили необходимые теоретические знания и удовлетворение от данного вида занятия. На вопрос «Что было сложно для Вас в роли преподавателя?» студенты ответили, что наибольшей проблемой было создание эффективной коммуникации между командами, управление конфликтами, объяснение сложного материала. 11 обучающихся считают, что эта методика преподавания имеет хорошую результативность и 2 студента категорически отвергли эту методику, т.к. избыточная активность и, по их словам, «агрессивная конкуренция» некоторых студентов не дали возможности раскрыться и показать свои знания.
При оценивании уровня подготовки студентов учитывались два аспекта деятельности: создание викторины и полнота, правильность ответов в команде. Учитывались сложность вопросов, представленных в викторине, полнота и правильность ответов. В результате обучения навыки планирования собственной учебной деятельности и оценки собственных результатов сформировались у 6 студентов и у 7 - находятся в стадии формирования. Уровни формирования профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» (теоретические аспекты) следующие: повышенный – 3 студента, базовый – 7 и пороговый–3.

Обсуждение

Теоретическая подготовка предшествует занятиям в симуляционном центре и клиническим практическим зияниям, поэтому при обучении акцент сделан на теоретические аспекты, цель которых заключается в получении новых знаний, их систематизации и развитии клинического мышления. Выбранные для викторины темы являются проблематичными при обучении, предыдущий опыт показал, что традиционные занятия в формате устного опроса имеют низкую результативность, т.к. за занятие не всегда возможно опросить всех студентов. Создание игры-викторины с одной стороны, обязывало команду «преподавателей» тщательно готовиться к проведению занятия, глубоко изучать тему, с другой- остальным студентам также необходимо иметь хорошие знания по этой теме, чтобы успешно принимать участие в викторине. При проведении занятий преподаватель имеет возможность непрерывно оценивать имеющиеся знания у студентов, уровень получаемых знаний, умение использовать имеющиеся знания и возможность их применения для теоретической интерпретации определенной клинической ситуации.

Выводы

Разработана и апробирована в учебном процессе игровая методика «Я-преподаватель», которая способствовала формированию профессиональной компетенции «Способность к распознаванию и оказанию медицинской помощи в экстренной или неотложной формах при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента» у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Изготовление и способ создания анатомической 3D модели внутренних структур головы человека

Автор(ы): Румянцева Е.В., Фадеев Д.А., Яриков А.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Актуальность

Трехмерная печать — это технология послойного создания физической модели на основе ее цифрового изображения. В литературе синонимами термина «трехмерная печать» являются: «аддитивное производство», «3D-печать», «быстрое прототипирование». Технологии 3D печати известны уже на протяжении последних 40 лет. Первые сообщения в медицинской научной литературе начали появляться в 80-х гг. прошлого столетия. На сегодняшний день использование различных современных технологий, особенно 3D печати, существенно повышает качество обучения, а также улучшает восприятие учебного материала. За последнее время 3D-технологии совершили настоящий прорыв, как в медицине, так и в образовании в целом.

Цель

Создание 3D модели структур головного мозга для изучения нормальной анатомии.

Материалы и методы

При помощи компьютерного моделирования создана сборно-разборная анатомическая 3D модель внутренних структур головы человека, способствующая повышению уровня визуализации, а также скорости обучения. Разработанная нами анатомическая 3D модель выполнена на основе данных МРТ живого человека, изготовлена при помощи 3D печати из полимерных материалов. Представляет собой комбинацию из сборно-разборных элементов, имитирующих синусы твердой мозговой оболочки, желудочки полушарий большого мозга, а также базальные ганглии (хвостатое, чечевицеобразное ядро и бледные шары), расположенные на опоре-подставке. В местах крепления вышеуказанных структур установлены быстросъемные механические подставки-держатели, позволяющие удерживать и осуществлять разбор вышеуказанных структур.

Результаты

При проведении практических занятий и в отсутствии данной анатомические 3D модели у слушателей возникают трудности в формировании четкого и объемного представления о внутренних структурах головного мозга. Обучаясь по нашей анатомической 3D модели у слушателей сформируется не только четкое и объемное представление о данных анатомических образованиях, а также модель позволяет представить взаимное расположение и размер анатомических структур. Высокая наглядность позволяет детально изучить все анатомические аспекты органа, а также улучшить понимание о расположении и функциях анатомических структур.

Обсуждение

На сегодняшний день в продаже имеется значительное количество разнообразных анатомических моделей, но данная модель не имеет аналогов на российском рынке.
Основной проблемой при создании 3D моделей с помощью аддитивных технологий является преобразование обьемных данных в поверхностные.
В ходе создания сборно-разборной анатомической 3D модели внутренних структур головы человека и при обработки МРТ снимков возникли трудности с визуализацией конкретных внутренних структур головного мозга, имеющих достаточно глубокое расположение в полушариях большого мозга, что привело к разработке интерактивного программного пакета – Dicom2stl. https://github.com/dafadey/dicom2stl, т.к. используемые нами программы Blender, а также Paraview оказались неудобны в данной работе, с их помощью не удалось выделить каждую анатомическую структуру в отдельности, а также визуализировать структуры в объеме.
Использование данной анатомические 3D модели возможно в различных учебных заведениях медицинского профиля.

Выводы

Таким образом, использование 3D технологий (3D реконструкции, 3D моделирования, 3D печати), являясь инновационной, интересной, результативной, а также доступной формой научного творчества, поднимает на новый уровень форму участия студентов в научной жизни кафедры, способствует расширению кругозора и привлекает студентов к изучению современных технологий в медицине и в анатомии в частности.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Екатерина Румянцева

Роль медицинской ассоциации в последипломной подготовке врачей в области клинической альгологии

Автор(ы): Яриков А.В.1,2,3, Павлова Е.А. 4, Истрелов А.К. 5, Генов П.Г. 6, Перльмуттер О.А.3, Фраерман А.П.3, Мухин А.С.7, Симонов А.Е.8

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский окружной медицинский центр ФМБА

Актуальность

Хронический болевой синдром (ХБС) как самостоятельная проблема была впервые обозначена в 1939 г., когда для лечения ХБС были предложены интервенционные вмешательства. После Второй мировой войны сформировалась мультидисциплинарная концепция организации противоболевой помощи, и в 50-х годах XX века в США были созданы первые немногочисленные противоболевые центры. В последующие 20 лет число противоболевых клиник заметно увеличилось, и уже в 1987 г. только в СШ А их насчитывалось более 1200. Проблемой стала уже не форма организации противоболевой помощи, а подготовка специалистов, владеющих единой методологией и стандартами ее оказания. В настоящее время альгология представляет собой отдельную медицинскую специальность, сочетающую определенные теоретические знания и широкий спектр практических навыков.

Цель

оценить роль независимой медицинской ассоциации в последипломной подготовке альгологов.

Материалы и методы

Возникновение профессионального менеджмента боли связано с образованием в 1973 г. Международной Ассоциации по изучению боли (IASP), Американского общества боли (APS) в 1977 г. и, в последующем, в 1983 г., Американской Академии медицины боли (ААРМ). В России в 2015 г. была создана Ассоциация интервенционного лечения боли (АИЛБ) – Interpain. АИЛБ объединяет врачей различных специальностей: неврологов, анестезиологов, нейрохирургов, травматологов-ортопедов, психиатров и онкологов.
С 2020 г. АИЛБ проводит мастер-классы по следующим темам:
- диагностика и дифференциальная диагностика у пациентов с ХБС
- безопасность при интервенционном лечении боли
- лечение ХБС с ультразвуковой навигацией
- интервенционное лечение боли в поясничном отделе позвоночника
- расширенный курс по интервенционному лечению боли в поясничном отделе позвоночника. Использование МРТ при планировании и проведении процедур. Сложные случаи, процедуры, доступы.
-интервенционное лечение боли в области лица, в шейном и грудном отделах позвоночника
- интервенционное лечение боли в крупных суставах
-интервенционное и минимально-инвазивное лечение боли в онкологии. Нейровегетативные блокады/радиочастотные абляции, интратекальная опиоидная терапия.
-стимуляция спинного мозга и периферических нервов
Программа мастер-класса включала в себя отработка практических навыков по технике интервенционных вмешательств, лекции, обсуждение сложных случаев, сдача зачетов и написание тестов. Мастер-классы проводятся в выходные дни, что не доставляет проблем практикующим врачам при посещении учебы.
Также под эгидой АИЛБ проводятся съезды, конференции, конгрессы. Членам АИЛБ доступны материалы специализированной информационной базы, включающей наиболее актуальные статьи, книги, обучающие материалы по проблеме интервенционного лечения ХБС и не только. Есть возможность живого общения, обратной связи для ответов на вопросы докторов различных специальностей, так или иначе сталкивающихся с проблемой лечения ХБС.

Результаты

За время существования ассоциации поручено более 300 врачей в области лечения ХБС. Это позволило увеличить количество интервенционных вмешательств в лечении ХБС в России. Также это дало возможность в, расширении спектра противоболевой помощи и снизить частоту осложнений при интервенционных вмешательствах.

Обсуждение

В результате реализации концепции АИЛБ была укреплена материально-техническая база обучения специалистов, разработаны и тиражированы электронные учебные пособия для слушателей, внедрены новые учебные симуляторы, повышена квалификация преподавателей, успешно осуществлено лицензирование образовательной деятельности в рамках НМО; отработан механизм взаимодействия по образовательной деятельности с медицинскими ВУЗами, учреждениями здравоохранения, фирмами. Была повышена удовлетворенность слушателей и увеличено количество обучающихся.

Выводы

Обучение по программе повышения квалификации в АИЛБ позволяет отработать навыки в интервенционном лечении ХБС, с последующим их использованием в практической деятельности врачей, тем самым снизив возможные технические ошибки в реальной ситуации.

Учреждения
1Приволжский окружной медицинский центр ФМБА, г. Нижний Новгород,
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
3Городская клиническая больница №39, г. Нижний Новгород
4Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА, г. Красноярск
5Дальневосточный окружной медицинский центр ФМБА, г. Владивосток
6 Сибирский федеральный научно-клинический центр ФМБА России, г. Северск
7Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток
8 ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна, г. Новосибирcк

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Антон Яриков