Автор(ы): Бахрушина Е.О., Шумкова М.М., Сахарова П.С., Мельник Е.В., Раменская Г.В.
Город: Москва
Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Актуальность
Сегодня в рамках проводимой политики импортозамещения отечественная фармацевтическая отрасль переживает небывалый подъем. Создаются новые производственные площадки российских фармацевтических компаний, R&D лаборатории, занимающиеся разработкой инновационных отечественных препаратов, также наращиваются производственные мощности дженериков и биоаналогов препаратов компаний, покинувших рынок. Реализация планов и стратегий государства невозможна без своевременной подготовки профессиональных кадров, полностью покрывающих потребность отрасли.
Крупнейшая фармацевтическая консалтинговая компания Quality Excutive partners (QxP), имеющая непревзойденный технический опыт и предлагающая интегрированные решения в области GMP для мировых лидеров фармацевтической отрасли отмечает, что «обучение персонала производственным процедурам имеет решающее значение для оптимизации производства в XXI веке».
По мнению журнала Forbes, работодатели, использующие VR, обучают сотрудников на 56% быстрее.
На сегодняшний день в мире известно более ста VR-программ для обучения персонала фармацевтических компаний и биотехнологических производств. Так, лидеры рынка, компания Novartis в 2017 году, первыми среди мировой бигфармы, внедрили VR-технологии в обучение сотрудников, создав программу, посвященную драгдизайну и молекулярной визуализации. «Мы предпочли бы быть лидерами в этом процессе и помогать формировать его будущее, чем ждать», — говорит Виктор Хорнак (Viktor Hornak), исследователь в отделе Global Discovery Chemistry в Институте биомедицинских исследований Novartis.
Как мы видим, VR-технологии активно внедряются в решение повседневных задач лидерами рынка, консалтинговыми компаниями в области фармацевтики. Однако университеты еще не включились в этот процесс – считанное количество ВУЗов в мире разрабатывают собственные приложения виртуальной реальности и используют их в учебном процессе.
Таким образом, мы предлагаем «обогнать время» - предоставить студентам уникальную возможность получить и отработать необходимые навыки и операционные процедуры во время тематических учебных занятий, проработав реальные производственные ситуации и кейсы - пройти эффективную профориентацию в стенах Университета, что, несомненно, сделает их более полноценными профессионалами отрасли после выпуска.
Цель
Обоснование актуальности создания VR-курса «Специалист GMP-производства», предназначенного для обучения студентов по специальности "Фармация".
Материалы и методы
Российские медицинские и фармацевтические университеты ежегодно выпускают более 10 тысяч молодых специалистов, однако отсутствие возможности прохождения практик на реальных производственных площадках для 100% выпускников делает ввод их как новых сотрудников в работу производств отложенным.
Предложено решение – использовать VR-технологии в обучении студентов по специальности «Фармация» для формирования не только знаний о работе производств, но и получения умений и отработки навыков базовых действий сотрудников фармацевтических производств и отраслевых компаний. Эта идея легла в основу VR-курса «Специалист GMP-производства», по замыслу авторов состоящего из модулей, освещающие все виды работ и навыков, необходимых для сотрудника фармацевтических заводов.
Результаты
Разрабатываемый в настоящее время VR-модуль «Экипировка персонала в чистых помещениях» является первым наполнением создаваемого курса. Тема модуля выбрана не случайно – переодевание персонала при переходе из чистых помещений разных классов – базовый навык, востребованный на производствах любого уровня – включая биотехнологические и радиофармацевтические заводы, продукция которых является высокоприоритетной для государства.
При этом, в настоящее время, учебные программы по профильным дисциплинам включают только получение знаний об экипировке персонала для чистых помещений – так как все ведущие российские производства работают в рамках Надлежащих практик (GMP) – и посещение их крупными группами студентов в рамках стажировок и экскурсий невозможны.
К разработке VR-модулей привлечены не только лучшие методисты и профессорско-преподавательский состав Университета, но и представители отрасли. Сегодня при разработке VR-модуля «Экипировка персонала в чистых помещениях» консультационные услуги и критические замечания разработчикам дают специалисты крупнейших российских фармацевтических компаний.
Обсуждение
Создавая VR-модули, охватывающие широкие профессиональные компетенции, происходит трансляция лучших практик – и повышение уровня подготовки специалистов не только в Сеченовском Университете, но и во многих региональных отраслевых ВУЗах. При этом трансфер образовательной технологии не требует переобучения или стажировок НПР, ответственных за реализацию образовательной программы на местах – прокторинг закладывается в VR-программу при разработке, что способствует независимой и объективной оценке получаемых навыков обучающимися.
На сегодняшний день The Immerse VR предлагает наиболее широкую библиотеку VR-модулей для компаний и производств, в том числе фармацевтической отрасли. Среди них есть как модули для отработки операционных процедур, так и модули, посвященные правильно коммуникации в компании, личной безопасности, поведения в экстремальных ситуация, модули для тимбилдинга, оказания первой доврачебной помощи и тд. Необходимо отметить, что, как и разрабатываемые в Сеченовском Университете, эти VR-программы имеют встроенный прокторинг, что позволяет внедрять их на различные площадки при наличии только технологических требований, без необходимости методического сопровождения и оценки сотрудников.
Выводы
До конца 2023 года планируется обучить 200 студентов специалитета по разработанной программе ДПО «Экипировка персонала в чистых помещениях», до конца 2025 года – планируется создание еще минимум 10 образовательных модулей в рамках VR-курса «Специалист GMP-производства», охватывающие разные компетенции профессионала фармацевтики.
Елена Бахрушина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.