Приоритетные мануальные умения, необходимые при обучении будущих врачей хирургов

Автор(ы): Д.Г. Амарантов, В.В. Рудин, С.А. Денисов, О.С. Гудков, В.Н. Павлова, С.Г. Баяндина, А.С. Баринова

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

Актуальность. На сегодняшний день в системе ВУЗовского образования обучение технике выполнения оперативных вмешательств обычно не носит системного характера. Разные кафедры учат студентов различным навыкам, однако у обучаемых отсутствует возможность многократного повторения этих манипуляции, без чего формирование устойчивого навыка невозможно. Результатом этого является тот факт, что основное обучение хирургическому манипулированию происходит на этапе ординатуры, и в процессе дальнейшей самостоятельной работы.
На наш взгляд, до наступления контакта обучаемого с реальными пациентами, во время этапа симуляционного обучения на биопрепаратах, необходимо выработать у него устойчивый навык выполнения основных хирургических приемов. Ограниченное время, которое можно выделить для решения этой задачи, делает необходимым обучать студентов тем основным приемам, выполнение которых будет наиболее важно в их дальнейшей хирургической деятельности.

Цель

Цель – определить приоритетные оперативные приемы, освоение которых позволит сформировать у обучаемого максимально широкий спектр двигательных хирургических умений.

Материалы и методы

Материалы и методы. Обучение мануальным навыкам проводили на базе кафедры факультетской хирургии №2 и Федерального аккредитационного центра ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера. Операции выполнялись на биопрепаратах (органах свиньи) в учебных операционных. Для обучения была выделена группа из 14 студентов, входящих в хирургическую Олимпийскую команду университета.

Результаты

Результаты: На наш взгляд наиболее универсальными и важными для обучения хирургическими навыками, после освоения которых обучающийся способен легко выполнить большой объем манипуляций в различных хирургических специальностях. являются кишечной шов, сосудистый шов и интракорпоральный эндоскопический шов.
Кишечной шов изучали на модели наложения тонкотонкокишечного анастомоза «бок в бок». Анастомоз накладывали двухрядным швом: первый ряд непрерывным прецизионным швом, второй ряд узловыми серозно-мышечными швами. Такой подход позволяет с одной стороны освоить современную технику прецизионного однорядного шва, а с другой стороны позволяет увеличить количество манипуляций и обучить студентов правильно работать с тканями. В качестве биоматериала мы используем свиные кишки.
Обучение технике сосудистого шва производили в ходе наложения сосудистых анастомозов «конец в конец» и «конец в бок». В качестве биоматериала мы использовали аорту и каудальную полую вену поросёнка. При наложении анастомоза конец в бок с этими образованиями мы анастомозировали почечные сосуды, которые студент предварительно выделял из околопочечной клетчатки.
Особое внимание мы уделяли освоению техники выполнения интракопорального эндоскопического шва. По нашему убеждению хирург освоивший технику наложения интракорпорального шва свободно выполняет и все другие эндоскопические манипуляции. Упражнение, на котором мы производили обучение технике наложения этого шва является ушивание раны желудка двухрядным швом.
При обучении мы использовали ряд принципов: принцип наглядности, когда при обучении образ разучиваемого двигательного действия создается не только за счет зрительного восприятия, но и за счет ощущений слухового и вестибулярного анализаторов; принцип многократного повторения мануального навыка через оптимальные промежутки времени необходимые для отдыха; принцип сочетания многократных повторов навыка и разнообразия обучающих упражнений; принцип индивидуализации в обучении; принцип «от легкого к трудному, от элементов к целому». Особо выделяли принцип состязательности и постоянного повышения уровня «тренировочной» нагрузки. Принцип состязательности подразумевает состязание как между обучающимися, так и со своим собственным результатом. Для эффективного проведения подобных состязаний нами разработаны критерии оценки каждого из упомянутых упражнений. Проводится оценка баллах, где учитывается герметичность шва, его эстетичность, наличие или отсутствие стенозирования анастомоза и время выполнения упражнения. Балльная оценка упражнения позволяет обучаемым наглядно оценивать свой собственный прогресс или наоборот отсутствие прогресса.
В прошедшие годы мы проводили обучение трём упомянутым навыкам группе из 14 студентов. В дальнейшем эти студенты принимали участие в хирургических Олимпиадах Российского и международного уровней. Они успешно выполняли такие сложные операции как резекция желудка, панкреатодуоденальная резекция, резекции пищевода в открытом и эндоскопическом варианте, аорто-коронарное шунтирование, торакоскопические и открытые резекции легкого, широкий спектр сердечно-сосудистых операций. Об эффективности обучения свидетельствуют результаты, показанные хирургической сборной нашего университета за 2 прошедших учебных года. Наши молодые хирурги стали вице-чемпионами XII и выиграли XI Поволжскую хирургическую Олимпиаду, вошли в пятерку сильнейших команд России по результатам XXXI Международной студенческой олимпиады по хирургии им. акад. М.И. Перельмана в Сеченовском университете, стали вице-чемпионами Всероссийской студенческой олимпиады по хирургии с международным участием и выиграли олимпиаду «Новый хирургический вызов России-2023» в Уфе, в Башкирском государственном медицинском университете.
В личных первенствах на Олимпиадах Всероссийского и международного уровней на счету наших ребят 31 первое, 18 вторых и 12 третьих призовых мест, а так же гран-при Всероссийской Олимпиады за лучшую операцию – «Золотой олимпийский скальпель».

Выводы

Заключение. Наш опыт показал, что целенаправленное этапное обучение трем ведущим мануальным навыкам позволяет поднять умения студентов до уровня, сравнимого с уровнем высококвалифицированных врачей. Так, например, лучшие из наших обучающихся способны за 50 минут выполнить резекцию желудка на биоматериале с идеальным качеством формирования швов. В текущем году мы планируем ввести обучение этим трем умениям в программу обязательного освоения для студентов, планирующих выбрать хирургическую специальность.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Дмитрий Амарантов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: